Обложка статьи

Из особняка в «Чайку»

Есть ли у вас любимчик среди учебных корпусов Университета ИТМО? Изза местоположения, интерьера, еды в столовой или личных воспоминаний? Корпус на Чайковского многие любят именно за внутреннее убранство. Чье наследие хранит это здание, что мешало сделать его учебным корпусом и какие материалы использованы в интерьере, разбираемся вместе с профессором Университета ИТМО Еленой Будриной.

Корпус для светских приемов

Выходим на «Чернышевской» и двигаемся по Фурштатской улице: один из первых регулярно застроенных районов города впечатляет архитектурой фасадов. Спустя десять минут оказываемся на улице Чайковского. В углублении одного из домов виднеются резные ворота с фамильным гербом. «Наверняка бывший особняк», — думается, когда взгляд неожиданно цепляет небольшую синюю вывеску Университета ИТМО.

Заходим в учебный корпус факультета технологического менеджмента и инноваций и видим парадную лестницу: ее массивные мраморные бортики сочетаются с аккуратной гипсовой лепниной на стенах. Елена Викторовна встречает нас возле мраморной статуи животного и начинает экскурсию.

«Здание, в котором мы с вами сейчас находимся, — бывший особняк меценатов Строгановых. История рода уходит глубоко в XVI век. Изначально будучи крупными уральскими землевладельцами, Строгановы к XIX веку за верную службу как царской, так и императорской фамилии удостоились графского титула. В Петербурге дворянской чете принадлежало несколько зданий, например дворец на Невском проспекте. Первые же упоминания о доме Строгановых на улице Сергиевской (ныне — Чайковского) датируются 1857годом, когда его владельцами стали Павел Сергеевич Строганов и его жена — Анна Дмитриевна Бутурлина. Для них архитектор Ипполит Монигетти построил особняк, который в 1877 году был надстроен Месмахером. Восходя именно по этой лестнице, на светские приемы графов Строгановых прибывали их не менее титулованные гости. Статуя, возле которой мы стоим, встречала посетителей особняка».

Вечный страж

Лисица, с мраморным спокойствием взирающая на нас, восседает на небольшом постаменте и держит в лапах картуш с вензелем. Переплетающиеся между собой, словно две змеи, буквы S и парящая над ними корона отсылают к фамильному гербу Строгановской четы.

Картуш — лепное или графическое украшение в виде обрамленного завитками щита или свитка, на котором располагаются надписи, гербы, эмблемы.

 

 

Если вглядеться внимательнее, то заметно влияние времени: при реставрации не удалось восстановить первозданный вид скульптуры. На постаменте виднеются царапины, а правая лапа выделяется: лисица лишилась оригинальной во время Октябрьской революции.

Когда проводилась реставрация, КГИОП (Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры) решил сохранить повреждения: это тоже история — как статуя и само здание. На бортиках лестницы можно заметить надписи, которыми обычно портят подоконники и стены: постарались когда-то студенты техникумов, находившихся в здании особняка. Людей, которые увековечили свои мысли на мраморе, уже нет в живых, а память о них хранится в словах «Вова, 1917», «Здесь были мы» и «Всем привет!».

 

 

Высокое искусство

Простор второго этажа не перекрывается балками и стенами. Свет, пробивающийся сквозь арочные окна в пол, играется на стенах и на живописном высоком плафоне, задающем стиль всего парадного холла. При взгляде на это поражаешься, как удалось спасти особняк после революций и войн, и задумываешься, почему здание стало учебным корпусом, а не музеем: где здесь учиться?

В архитектуре плафоном называется потолок или его часть, украшенные живописью, мозаикой или лепкой.

После Гражданской войны особняк частично восстановили и отдали в общественное пользование: в разное время здесь находились Центральные костюмировочные мастерские Политпросвета, Музыкальный техникум, Электромеханический техникум Трамвайно-троллейбусного управления, Радиотехнический техникум и Колледж морского приборостроения. Когда Университет ИТМО получил в распоряжение это здание, оно нуждалось как в косметическом ремонте, так и в капитальном.

«Особенно сложно было восстановить плафон, — подмечает Елена Викторовна. — Требовалось не только поправить роспись, которая со временем от сырости потрескалась и затерлась до такой степени, что была почти не видна, но и провести все ремонтные работы на высоте с особой аккуратностью. Зданию больше нескольких столетий, планировка своеобразная — развернуть строительные леса сложно. Если присмотреться, то на изображении можно разглядеть большую трещину, поэтому плафон вновь требует реставрации».

Трудности реставрации

Когда осматриваешь парадный холл особняка Строгановых, не верится, что когда-то желтая штукатурка была в подтеках и местами отваливалась, плафон казался не таким красочным, а камины служили мусорными баками.

Особняк Строгановых строили, когда в Петербурге не было не только центрального отопления, но и электричества. На вопрос о трудностях преобразования здания под нужды университета, Елена Викторовна отвечает: «Реставрация далась с большим трудом, несмотря на то что здесь до ИТМО уже “проживали” учебные учреждения». Электропроводка, вернее, ее замена вызвала наибольшие затруднения: прокладывать провода в некоторых местах было нельзя. Проще всего вышло с организацией столовой: ее построили в том же помещении, где когда-то находилась графская кухня. Во внутреннем дворе есть удобный подъезд к ней.

Познакомившись с парадным холлом, открываем дверь, ведущую в аудиторию. Елена Викторовна рассказывает, что студенты впечатляются потайными ходами и скрытыми дверями в обычных кабинетах. А эта аудитория когда-то не уступала по красоте и богатству парадному холлу и связывалась проходом с соседней комнатой. Подобный тайный ход не один в здании: во время реставрации их не стали убирать. Так, в Дубовой столовой дверь спрятана в деревянной обшивке стен. Есть мнение, что дверь вела в кабинет Строганова, но официальной принято считать версию о винтовой лестнице на кухню, располагавшуюся на первом этаже.

Дом Строгановых когда-то украшали 94 картины Ватто, Липпи и других художников ― сегодня в рамах на стенах висят планы здания, разработанные еще первыми архитекторами. Дубовая, Желтая и Овальная Выполненные из шоколадного дуба и украшенные фамильными гербами, каминные порталы столовой до сих пор выглядят представительно. Впечатляет и потолок, местами пострадавший не то от сырости, не то от вандалов, но не потерявший своей красоты. Действительно, весь интерьер был сделан на века. Это во многом затрудняет реставрационные работы: трудно подобрать столь хорошие матриалы (по словам Елены Викторовны, они дорогие и очень «капризные»). Сейчас Дубовая столовая закрыта, но когда-нибудь студенты вновь будут проводить в ней свободное от пар время. Не менее впечатляюще выглядит концертный зал, образованный Желтой и Овальной гостиными, которые объединили в процессе реставрации. Стены выкрасили мятным цветом, и даже удалось спасти камин. Сейчас в зале регулярно проводят открытые лекции и мастер-классы.

Завершая мини-экскурсию, Елена Викторовна вновь возвращает нас к парадной лестнице, останавливается возле статуи стража, которая уже более ста лет охраняет этот дом на улице Чайковского, и говорит: «История рядом с нами — она пишется прямо сейчас. Эта лисица многие годы верно служила особняку Строгановых, однако дому ФТМИ она будет служить не одна. Взгляните чуть выше». В пространстве между окон над лестничным пролетом расположилась точно такая же статуя — соразмерная оригиналу лисица. От прототипа ее отличает лишь яркий логотип, расположенный на картуше. Нового стража отпечатали на 3D-принтере в честь юбилея: 20 февраля 2020 года факультету технологического менеджмента и инноваций исполнилось 5 лет. Реставрация помогла сохранить фамильный дом Строгановых, и в ее материалах надежно спрятано не одно столетие, а это значит, что даже время не властно, если знать правильный подход.

 

Материал опубликован в журнале NewTone

17 мая 2020

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Гостеприимный Петербург
Корреспондент журнала NewTone рассказывает об акклиматизации и способах с ней справиться  
Обложка статьи
Гостеприимный Петербург
Корреспондент журнала NewTone рассказывает об акклиматизации и способах с ней справиться