Почему у российских городов низкий уровень IQ?
Многие жители городов мечтают ездить на беспилотных автомобилях, не думать о показаниях счетчиков в квартире, автоматически узнавать о парковочных местах и приближающихся стихийных бедствиях. Но почему мечты об умном городе далеки от реальности? На этот вопрос ответили урбанисты и эксперты в сфере ЖКХ и транспортного планирования.
С чего начинается умный город в России?
В России для того, чтобы стать «умным», город должен присоединиться к проекту цифровизации городского хозяйства Минстроя России или идти по собственному пути развития, как, например, Москва.
Министерство утвердило единый стандарт развития цифровизации в России и составило список пилотных городов, которые будут придерживаться концепции smart city. Сейчас уже 79 российских городов присоединились к программе Минстроя.
По итогам 2018 года Минстрой оценил уровень цифровизации городов по индексу IQ. Самым умным среди крупнейших городов стала Москва, среди крупных — Химки. Реутов занял первое место в списке больших городов, а Дубна стала самой цифровой среди всех административных центров. Существуют в России города, которые изначально создаются как умные. Например, Иннополис в Казани. Он построен для развития информационных технологий и является одним из российских наукоградов. В Иннополисе есть прокат электромобилей и станции зарядки, а общаться с администрацией города можно в групповом чате Telegram.
Что мешает городам становиться умными?
Город может присоединиться к программе Минстроя, хотеть внедрять инновации, но при этом все равно не развиваться по концепции smart city. Чаще всего с этой проблемой сталкиваются маленькие города.
Об основных причинах цифровой отсталости небольших российских городов рассказывает профессор факультета городского и регионального развития Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского Ирина Ильина:
— Роль государства в развитии умных городов очень велика. Но при этом треть средств на их формирование составляют внебюджетные источники. И чем крупнее город, тем легче в него привлечь инвесторов. В крупном городе снижается себестоимость внедрения технологий. Я проводила года четыре назад опрос среди мэров небольших городов. Лично взяла интервью у глав городов. Все ответили, что они знают, что такое умный город. Но 90% опрошенных мэров не готовы внедрять технологии. И главная причина — дефицит бюджета. Также, в крупных городах больше образованного населения, отсюда и выше интерес к программам цифровизации.
Ирина Ильина оценивает уровень развития цифровизации в российских городах как начальный. В большинстве городов IT–решения внедряются по отдельности в каждой отрасли. Поэтому в основном города соответствуют начальному стандарту развития цифровизации — smart city 1.0. Более высокий уровень предполагает полную интеграцию интеллектуальной инфраструктуры всего города. Также часто технологии затрагивают лишь некоторые сферы общественной жизни, развитие которых более выгодно для государства. В России наиболее развита сфера государственного управления. Пример - создание портала госуслуг.
Зачем нам умное ЖКХ и появится ли оно вообще?
Системы умного ЖКХ должны управлять энергоресурсами в жилых домах. Они мониторят водо-, электро-, тепло-, газоснабжение, водоотведение, отслеживают, как функционируют вентиляции. Датчики передают информацию в учетный центр для обработки. Также умное ЖКХ обеспечивает связь жильца дома с управляющей компанией. Это позволяет вызвать специалистов и сообщить об аварии. Владелец такой системы получает точную информацию о расходовании ресурсов.
Чаще всего умное ЖКХ внедряют в элитных жилых комплексах. А владельцы квартир комфорт и экономкласса редко могут установить умные счетчики. Сергей Митягин, директор международного научного подразделения «Умный город Санкт–Петербург» объясняет почему:
— В элитных ЖК существует возможность включения стоимости этих систем в стоимость квадратного метра при продаже (она не будет заметной в этом случае). В построенные и эксплуатируемые дома системы умного ЖКХ не внедряются, как правило, вследствие либо безответственности управляющей компании, либо из-за безответственности жильцов. Например, в Петербурге задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг является одной из наиболее ощутимых проблем в сфере ЖКХ. Поэтому в таких условиях управляющие компании не совсем свободны в развитии технического обеспечения.
Но увеличится ли коммунальная плата? За внедрение и поддержание систем умного ЖКХ будут платить жители. При этом точный учет ресурсов поможет избежать перерасходов. Сергей Митягин отмечает, что технологии нужны не для экономии денег, а для заботы об окружающей среде.
Нам нужен умный город или мы ему?
Технологии умного города обеспечивают комфорт и безопасность горожан. Датчики контролируют уровень загрязнения воздуха, точки Wi–Fi и мобильные сети собирают информацию о геопозиции транспорта и пешеходов. Системы изучают маршруты, комментарии в социальных сетях. Анализ больших данных помогает городским властям изменять городскую среду, учитывая предпочтения жителей. Пример использования аналитики данных для трансформации жизни города — район Хаммерсмит в Лондоне. В нем живут разные этнические, демографические, возрастные и профессиональные группы, но при этом они не пересекаются в городе в течение дня. Компания Habidatum выяснила, что утром услугами городского бизнеса пользуются мамы с детьми, днем — офисные работники, вечером — сообщества, подверженные рискам насилия, дискриминации. Анализ данных помогает магазинам, кафе в этих районах подстроиться под потребности населения, составить представление о клиентах и обеспечить более эффективную работу.
Но как психологически будет чувствовать себя человек, находящийся под постоянным наблюдением? Татьяна Яничева, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии СПбГУ комментирует это так:
— Человек, находясь в ситуации, где за ним постоянно наблюдают, испытывает дискомфорт и напряжение. Это происходит, поскольку нарушаются личные границы. Ответная реакция в таких случаях — агрессия, которую, в зависимости от меры воспитанности, мы выражаем более или менее явно. Легче привыкание к контролю произойдет у людей конформных (врезка: Конформный человек подчиняется мнению большинства людей, быстро приспосабливается в обществе, меняет свое поведение в зависимости от того, что требует окружение), законопослушных, они найдут плюсы в такой ситуации, основной из которых будет связан с безопасностью, которую кто-то («Большой брат») обеспечит. Свободолюбивые и независимые будут сопротивляться дольше, но переломить ситуацию одиночке или группе вряд ли удастся. А дальше вырастут поколения, которые будут уверены, что так было всегда, и по-другому быть не может.
Что не так с умным транспортом?
Умная транспортная инфраструктура включает в себя светофоры, оснащенные детекторами транспортных средств и пешеходов, беспилотные электромобили, парковки, о свободных местах на которых можно узнать онлайн. Цифровизация должна внедряться и в общественный транспорт. Например, в автобусах следует контролировать уровень топлива, состояние водителя, микроклимат салона, количество пассажиров. Но, по мнению Дмитрия Баранова, транспортного инженера компании OTSLab, эксперта института дизайна и урбанистики ИТМО, в России нет умного транспорта и понимания того, как собрать всю систему в единый механизм. Также Дмитрий объясняет, почему беспилотные автомобили в городе — это не удобство, а проблема:
— Теоретически беспилотники должны быть более эффективны с точки зрения пользователя. Не нужно тратить силы и время на управление, автомобиль может сам возвращаться в гараж или подбирать владельца. С точки зрения системы они тоже полезны: повышается безопасность движения, оптимизируется загрузка дорог. Технология внедрения беспилотников все еще недостаточно надежная, требуются огромные вложения в обеспечение безопасности. Но инвесторам это неинтересно, им нужен результат, а результат задерживается. Это во многом связано с тем, что общество предъявляет к беспилотным транспортным средствам очень высокие требования. Мы равнодушно смотрим на жуткую статистику ДТП, на массовое нарушение ПДД водителями. Но как только что-то идет не так с беспилотником, это вызывает огромный резонанс. Развитие беспилотников сейчас упирается в этические проблемы, подрывающие их экономическую устойчивость.
Развиваться должна и велосипедная инфраструктура. В цифровом городе предусматриваются табло с информацией о погоде, системы навигации, подсветка дорожек, пункты быстрого ремонта для велосипедистов. Дмитрий Баранов считает, что для того, чтобы ввести умную велосипедную систему, нужно начать с внедрения адаптивных светофоров. Они должны реагировать на проезд велосипедиста и помогать ему двигаться безостановочно: «Велосипедист затрачивает большие физические усилия при разгоне, и каждая остановка на маршруте снижает привлекательность поездки. Если город ставит велосипеду высокий приоритет, то дорожное движение должно быть ориентировано на него».
Оказывается, ответить на вопрос о том, почему умный город — это реальность, но совсем не такая, о какой мы мечтаем, тяжело не только в одном предложении, но и в одной статье. В каждой отрасли есть свои финансовые, технологические, этические проблемы, которые нужно решить, прежде чем переходить на цифровизацию.