Обложка статьи

Ничего не говори

Если слово — серебро, то для ученых, исследующих невербальную коммуникацию, золото — это мимика, позы, взгляды и даже запахи. Изучение этих аспектов общения многое говорит о социуме, в котором принято следить за языком, а не за глазами, ногами или улыбкой. Посмотрим, как наука считывает то, что остается между строк наших разговоров.

Словом или телом?

Представьте, что люди разучились общаться невербально, то есть обнять, помахать рукой, улыбнуться  и даже выбрать интонацию больше нельзя. Каким тогда станет наше общество? Сможем ли мы выразить эмоции только словами? Прежде чем вы разовьете этот антиутопичный сценарий в своей голове, заметим: невербальное общение, по-видимому, настолько важно, что для каждой его разновидности есть отдельная область науки.

На схеме ниже — лишь часть типов невербальной коммуникации. Например, не упоминается общение посредством ароматов. А между тем социология запахов, основанная на теории ольфакторной коммуникации, утверждает, что обоняние действует иначе, чем слух или зрение. Последние позволяют составить образ об объекте и получить чувственный опыт, в то время как ароматические вещества обычно вызывают у человека эмоцию, которую сложно описать словами. Исследователи коммуникации с помощью запахов часто обращаются к теме взаимодействия полов. Так, ученые Технического университета Дрездена выяснили, что 29 % испытуемых сообщают о снижении влечения к партнеру при нарушении обоняния. По мнению авторов работы, это объясняется привлекательностью запаха тела и не зависит от степени привязанности между партнерами.

Другое явление обнаружили ученые Университета Южной Флориды. Они изучали, как запах женской футболки влияет на количество выпитого мужчиной алкоголя. Оказалось, что те испытуемые, которым дали понюхать одежду фертильной женщины, выпили гораздо больше пива и чаще отвечали на женские реплики, чем те, кто ощущал запах футболки бесплодной. В книге этолога и антрополога Марины Бутовской «Язык тела: природа и культура» описано еще много феноменов невербальной коммуникации с помощью запаха. Возможно, наиболее шокирующий из них: со временем сон под одним одеялом приводит к снижению у партнеров сексуального желания. Это происходит из-за скопления половых аттрактантов, которыми пресыщаются определенные отделы головного мозга.

Культурно промолчать

Проблемы изучения паралингвистических средств связаны с культурными традициями. Считается, что на Востоке больше значения придается контексту сообщения (невербальная коммуникация), а на Западе преобладает когнитивный стиль обмена информацией, то есть ориентация на содержание речи.

Тем не менее большинство разделов науки о невербальном общении опираются на этологический подход — анализ поведения и описание его внешних проявлений. Согласно этологии исследовать поведенческий акт — значит определить его причину, влияние на способность выживать и размножаться, изучить его развитие у индивида (онтогенез) и у родственных видов (эволюционное развитие). Кроме того, ученые отдельно исследуют кросс-культурные различия невербальных актов коммуникации — в рамках этологии культуры.

Шаги на сближение

При таком многообразии научных областей изучаются самые неожиданные аспекты социального невербального взаимодействия людей. Совсем недавно японские исследователи опубликовали результаты эксперимента, в котором выясняли влияние синхронной ходьбы на впечатление о незнакомом человеке. Пары не знавших друг друга участников были поделены на группы: первые ходили и разговаривали только полпути, вторые не разговаривали во время прогулки вообще, а третьи молча заполняли анкеты в аудитории. После этого каждому человеку нужно было оценить напарника с помощью шкалы межличностных суждений. Рейтинги тех, кто прогуливался, были выше, чем тех, кто просто проводил время рядом. А те, кто разговаривал во время ходьбы, оценивали напарников еще выше, чем «молчуны». Таким образом, ученые разделили невербальный и вербальный вклады в коммуникацию. Еще выяснилось, что женщины и пожилые чаще, чем молодые мужчины, склонны синхронизировать шаг и ставить партнеру более высокие межличностные оценки.

Несмотря на гендер

Есть и исследования в сфере гражданской науки. В рамках городского арт-мероприятия в Барселоне прохожим предлагали смотреть друг другу в глаза на протяжении 30 секунд перед решением «дилеммы заключенного». Это задача из теории игр: двум изолированным заключенным предлагают дать показания друг против друга или хранить молчание. В зависимости от их решений (сотрудничать или предать) герои получат разные сроки наказания.

Исследовав гендерные различия в поведении, авторы эксперимента утверждают, что мужчины доверяют друг другу на 20 % реже, чем женщины мужчинам. В то же время они и хуже угадывают, как поведет себя напарник: 91 % правильных предположений у женщин против 68 % у мужчин. Так исследователи хотели показать, как влияет на эффективность невербальной коммуникации гендерная идентичность участников, и акцентировать внимание на способностях женщин договариваться и угадывать решения собеседника.

Музыка общения

Невербальное взаимодействие имеет место в любой сфере жизни, в том числе профессиональной, особенно когда речь идет о деятелях искусства. Итальянцы изучили зависимость между сплоченностью оркестра и качеством исполнения. Пока ученые регистрировали кинематику движений скрипачей и дирижера, музыкальные эксперты оценивали саму игру. По словам авторов исследования, согласованность игры музыкантов подтверждает, что уровень исполнения напрямую зависит от лидерских качеств дирижера.

«Сильные» позы не работают

Еще в 2016 году растиражированное, в том числе выступлением на TED-конференции, исследование эффекта «сильных поз» опровергли из-за неверной методологии. И хотя авторы этой теории признали ошибку, поисковики до сих пор выдают несколько свежих статей в пользу принятия определенной позы, например, перед важной презентацией. Правда, первой все же идет ссылка на материал онлайн-СМИ «Медуза», в котором описана хронология научного скандала.

В таких гибких науках, как психология и этология, со временем могут возникнуть новые способы внушать себе нужные эмоции или чувства. Но все-таки сила невербальной коммуникации не в особых позах и жестах, якобы придающих уверенности. Сила в том, что этот вид общения в той или иной форме доступен каждому и, в отличие от языков и культурных традиций, может стать универсальным и понятным для всех.

Материал опубликован в журнале NewTone

11 января 2021

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Гостеприимный Петербург
Корреспондент журнала NewTone рассказывает об акклиматизации и способах с ней справиться  
Обложка статьи
Гостеприимный Петербург
Корреспондент журнала NewTone рассказывает об акклиматизации и способах с ней справиться