Книжный обзор: грибы повсюду, и это потрясающе
Гриб биологический
Роберт Хофрихтер. Таинственная жизнь грибов. Удивительные чудеса скрытого от глаз мира. М.: КоЛибри, 2019.— 224с
Роберт Хофрихтер — миколог, то есть специалист по грибам, причем весьма заинтересованный своей темой. Основную мысль его книги можно сформулировать примерно так: грибы повсюду, и это потрясающе. Хофрихтер, кажется, может найти их везде: не только в лесу, но и на кухне, и в больнице, и даже в отделе полиции. Он рассказывает о хищных грибах, о пивных дрожжах, о грибах, которые могут расщеплять мусор, о нелегальных грибах, о том, какими медицинскими свойствами они обладают, и о самых смешных и бесстыдных названиях. «Таинственная жизнь грибов» популярно объясняет уникальность этого отдельного царства природы, и остается надеяться только на то, что грибы никогда не решат захватить мир, так как есть подозрение: они будут распоряжаться им лучше, чем люди.
Гриб антропологический
Анна Лёвенхаупт Цзин. Гриб на краю света. О возможности жизни на руинах капитализма. М.: Ad Marginem, 2017.— 376 с.
Антрополог Анна Лёвенхаупт Цзин написала книгу о грибе мацутакэ — японском деликатесе, который считается самым дорогим грибом в мире. Его особенность в том, что он живет только на крайне неплодородных почвах, в том числе рядом с руинами заводов и в местах экологических катастроф. Мацутакэ породил новый глобальный рынок по экспорту деликатеса в Японию: в Европе, США и Китае есть специальные сборщики, есть скупщики, есть розничные торговцы, есть оптовики. Таким образом, этот гриб, который растет там, где ничего нет, стал источником дохода для многих людей. Парадокс, которому посвящена книга, оказывается столь завлекательным, что меркнут даже ее недостатки — излишняя гибкость мысли автора и витиеватость перевода. А обещанное заголовком описание «руин капитализма» добавляет книге актуальности.
Гриб архитектурный
Даша Парамонова. Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова. М.: Strelka Press, 2013.— 88 с.
Архитектор из Москвы Даша Парамонова создала первое подробное описание исторической эпохи, отразившейся в облике столицы. Это «эра Лужкова» — и период «лужковской архитектуры» — время, когда коммерсантам и предпринимателям удавалось согласовывать с московской мэрией любые проекты, если за ними стоял достаточный капитал. В результате в городе появились здания разнообразных форм — вплоть до знаменитого «дома-яйца», — богато украшенные строения, нефункциональные постройки и монструозные конструкции из ларьков. Вкус, стиль и дизайн не значили ничего; все работало в угоду новому времени и его законам. В архитектурно-критическом сообществе книга не прошла незамеченной: петербургские исследователи архитектуры продолжили заданную линию и создали термин «капиталистический романтизм», в рамках которого описывают местные, северные архитектурные грибы и невских мутантов.
Материал опубликован в журнале NewTone