Обложка статьи

С ними пришел «Мегабайт»

«Мегабайт» как ребенок, который прошел долгий и удивительный путь своего взросления. Мы писали о студенческом радио еще в 2013 году, когда оно было только-только задумано и запущено. В студии обсуждались последние новости, насущные проблемы студентов, приглашали гостей, ставили музыку — все по-взрослому, со своей эфирной сеткой и ведущими, которые сменяли друг друга в течение дня. Что же такое «Мегабайт» сейчас, спустя годы?

Как все начиналось

Мы предались воспоминаниям вместе с Алексеем Итиным, главным редактором «Мегабайт» — человеком, который взращивает этого ребенка с самого начала.    

— Изначально мы планировали принудительное вещание в столовых, но решили сделать большую ставку на интернет-радио. Тогда это было популярно, а формата подкастов ещё не существовало. Как оказалось, потоковое вещание было правильным решением. У нас был линейный эфир, записанные программы и гостевые шоу. Мы даже делали сетку вещания: все было серьезно, как на настоящем радио.

За 8 лет радио «Мегабайт» не просто выросло, но и стало зарегистрированным средством массовой информации с большой редакцией и множеством дополнительных задач в Университете ИТМО.

— У нас была газета университета, журнал NewTone, видеогруппа ИТМО ТВ, интернет-газета, радио «Мегабайт» и фотостудия, которая обслуживала университет. В какой-то момент мы осознали, что очень тяжело заниматься поддержкой нескольких брендов. Мы решили выступать единым пулом, чтобы коллеги общались между собой больше, потому что история, когда у тебя есть трансформируемые материалы — она намного интереснее. Когда все работают над единым контентом – получается проще и качественнее.

Поиски вечного

«Мегабайт» с конца 2015 года стал трансформироваться в научно-популярное СМИ, в распоряжении которого теперь радиостудия с выходом в эфир, медиапортал, соцсети, газета, журнал и канал на YouTube.

— Тогда мы стали разрабатывать какой-то единый план, о чем бы нам хотелось говорить и что показывать. Научная тематика не была так популярна, как сейчас, и мы подумали, что было бы здорово делать что-то полезное как для общества, так и для студентов. И мы решили, что научпоп — это такая свободная ниша, где нам можно развернуться, и главное, что нам есть что предложить.

Проекты, победы, люди

Также Алексей с теплотой вспоминает проекты, которые были воплощены в жизнь на протяжении существования «Мегабайт». Это, например, всероссийский форум Science Media, который проводится с 2015 года совместно с Университетом ИТМО. В 2018 году форум перерос в двадцатичетырехчасовой хакатон и стал не просто форматом с лекциями и семинарами для будущих журналистов, но и превратился в площадку по созданию научно-популярного качественного контента.  

Подкаст «Ч.Т.Д.» — совместный проект с фондом «Не напрасно» о доказательной медицине, выпуски которого выходят раз в 2 недели. Его цель — рассказать и показать людям, что жизнь не заканчивается на поставленном диагнозе. В подкасте сотрудники фонда и научные коммуникаторы обсуждают проблемы онкологии и развенчивают мифы с ней связанные. 

— В целом все то, что делают ребята, это круто! Они показывают, что могут мыслить не так, как все. Им есть, что сказать, и они говорят, причем очень качественно.

Люди нужны «Мегабайту»

«Мегабайт» становился победителем на всероссийских конкурсах и фестивалях целых 144 раза. Важны ли эти награды? Безусловно, признание «Мегабайта» профессиональным сообществом необходимо, но это не главнее того, что все это стало возможным благодаря студентам, которые наравне с профессиональными журналистами пишут статьи, делают репортажи, придумывают безумные идеи и воплощают их в жизнь. 

Самый главный результат работы «Мегабайта», по словам главного редактора — это люди, которые учились или работали здесь. 

— Мне приятно, что мы дали людям какие-то полезные знания, дали старт их жизни. Многих мы обучали основам научно-популярной журналистики, а кто-то был с нами с первого до последнего курса. Не обязательно они остались работать в профессии, но мы и никогда не ставили для себя такой цели. 

«Мегабайт» уже давно стал для студентов намного больше, чем просто работа или внеучебная деятельность. В первую очередь «Мегабайт» — это люди, которые здесь были, есть и еще будут. Это сообщество, которое объединяет талантливых неравнодушных людей. Не менее важно то, что еще предстоит сделать:   

— Мы трансформируемся: выходим за рамки научпопа, начинаем поднимать важные социальные вопросы. У нас начали выходить подкасты и видео совсем другой направленности, мы созрели к этому. «Мегабайт» меняется с теми студентами, которые к нам приходят, с обществом, с потребностями, которые есть у этого общества. Мы некоммерческий проект, но нам важно, чтобы о нас говорили и нас слушали.

СТАТИСТИКА:

За все время в студии побывало больше 1000 экспертов, более 50 музыкальных групп и исполнителей

Более 50 передач было придумано студентами и выходило в эфир радио «Мегабайт» еженедельно

14 радиомарафонов с общим числом просмотров 273 985: «Зимовка», «Мегабайты еды», «Союз мегабайт», «Вызов улиц», Helpness, Bad Santa, «Я — профессионал», Love is, MB40, «Cоцprodject», «Приюти добро», Soundscape

Радио «Мегабайт» организовало две вечеринки в барах Санкт-Петербурга (rock- и jazz-вечеринки)

4 всероссийских медиафорума ScienceMedia

Всероссийский хакатон ScienceMedia

Музыкальный хакатон Jingle Bells

Выпущено 6 тематических подкастов, 14984 прослушивания в 2019 году и 21645 прослушиваний в 2020 году

Студию радио «Мегабайт» топило дважды (и все на новый год), 3 раза делали ремонт в студии

Редакция «Мегабайт» пережила два переезда и готовится к третьему

Для YouTube-канала были созданы такие передачи, как «Омега 3 Шоу», «Неядерная реакция», Megadron, Ask.ITMO, «#АНТИПРАЗДНИКИ» и «Пятница.Итин» (где главред тестирует бары по-настоящему) 

Было выпущено 100 номеров газеты и 42 выпуска журала NewTone

Журнал NewTone провел 5 презентаций 

«Мегабайт» пережил 3 ребрендинга

Материал опубликован в журнале NewTone 

21 июня 2021

Еще почитать по теме