Обложка статьи

Питерские яхтсмены и где они обитают

Белоснежный парус, плеск волн, шум ветра… Яхтсмены говорят, что, попробовав однажды путешествовать морем, влюбляешься навсегда. Природно и исторически Петербург идеален для развития парусного спорта, однако существующая инфраструктура оставляет желать лучшего. Порт «Геркулес», в котором расположен Яхт-клуб Санкт-Петербурга, находится на реконструкции. Мы узнали, как обстоят дела с другими яхт-клубами и с какими трудностями может столкнуться мечтающий почувствовать романтику морских приключений прямо сейчас.

Родина парусного спорта

Статус Петербурга как морской столицы подтверждает то, что именно здесь создан первый яхт-клуб в мире. Он был основан в 1718 году Петром I на базе Партикулярной верфи. С этого момента началась более чем трехсотлетняя история петербургского яхтенного спорта.

В 1846 году Николай I учредил Санкт-Петербургский императорский яхт-клуб закрытого типа, в который входили не более 200 человек из высшего аристократического круга. Его члены устраивали регаты и ходили в зарубежные походы. Впоследствии яхт-клубы стали появляться в других городах России, и к концу XIX века их было уже более сотни. В 1912 году в Петербурге постоянно функционировали 10 яхт-клубов, а к 1991 году их стало уже более 30.

На этом интенсивное развитие яхтинга приостанавливается. Летом 2020 года стало известно о закрытии Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба профсоюзов, старейшего речного клуба города.

Закрытие вместо реконструкции

Яхт-клуб профсоюзов на Петровской косе был одним из немногих, способных принимать суда в последние пару лет, ― остальные крупные клубы находятся на реконструкции. На территории клуба проводили занятия детская Школа высшего спортивного мастерства и парусная школа для всех желающих «Сила ветра». В 2015 году руководство клуба планировало вложить 6 миллиардов рублей в проект реконструкции, который должен был включать новые эллинги, здание школы, прогулочную набережную, магазины, гостиницу и спа-комплекс.

Летом 2019 года издание «Бумага» сообщило о новом проекте, согласно которому большую часть территории занимала жилая застройка. Впрочем, руководство яхт-клуба категорически отрицало намерение строить апартаменты. Уже летом 2020 года в «The Village» появилась статья о том, что с Петровской косы уберут все причалы, чтобы затем с нуля воссоздать студенческий яхт-клуб. Эти планы не были осуществлены: 31 июля яхт-клуб закрыли.

Помимо традиционного яхтинга, существуют еще зимние виды парусного спорта, которые нуждаются в развитии ― буер (ледовая яхта), сноукайтинг. Ирония в том, что в этом году они в Санкт-Петербурге вне закона, потому что запрещен выход на лед до 15 апреля. При этом ледовая обстановка в этом году оптимальная для проведения тренировок и соревнований. В прошлом году такого запрета не было, хотя не было и льда

Я занимаюсь парусным спортом на яхте «Аляска» в классе Open800, к которому относятся спортивные яхты длиной до 8 метров. Наша лодка раньше стояла в яхт-клубе на Петровской косе, но после известных событий пришлось уйти в другое место. Ситуация с местами для стоянок яхт в городе действительно напряженная. Мы ушли в яхт-клуб «Крестовский остров». Там есть еще несколько клубов, но многие лодки испытывают сложности из-за высоты Яхтенного моста: например, яхты класса Л-6 могут пройти при низкой воде, но при высокой ― уже нет. На реконструкции порт «Геркулес» в Лахте, «Балтиец» мало кому подходит по глубинам.

Мария Бакина, яхтсмен

У нашей сборной нет своей яхты, поэтому мы не привязаны к конкретному клубу. Мы работаем с разными организациями, которые предоставляют нам свои лодки. Например, плотно сотрудничаем с компаниями Zigzag и с «Силой ветра». Где размещают свои яхты наши партнеры, там мы и тренируемся. В прошлом году тренировки сборной проходили как раз в Речном яхт-клубе профсоюзов, потому что Zigzag базировалась там. Мы все еще плотно сотрудничаем с этой компанией. Сейчас она переместила свои лодки от понтонов прямо на воду, поэтому приходится добираться до них на моторной лодке. Не знаю, что нас ждет в этом сезоне, возможно, придется выходить в море в другом месте.

Пандемия оказала серьезное влияние на планы нашей команды в этом году: сезон открылся почти на 2,5 месяца позже, чем обычно. Мы потеряли часть тренировок. Кроме того, отменились три старта, в том числе регата в Китае, которую мы очень ждали. С другой стороны, пандемия заставила искать альтернативы, одной из которых стала виртуальная регата. Она никогда не заменит парусный спорт, но очень полезна для обучения новичков тактике парусных гонок.

В грядущем сезоне мы планируем тренироваться почти все лето, хотим принять участие примерно в восьми регатах. Две из них пройдут в Петербурге, остальные в других городах ― Казани, Калининграде, Севастополе, Москве. Будем соревноваться, и, по возможности, побеждать. Кроме того, мы хотим сформировать несколько экипажей от клуба и провести внутреннюю серию гонок. У нас появилось несколько рулевых, благодаря чему это наконец стало возможным.

Кирилл Чирков, руководитель клуба парусного спорта Университета ИТМО

Столица яхтсменов без яхт

После закрытия яхт-клуба на Петровской косе владельцы лодок были вынуждены искать новое место для стоянки, и, с учетом реконструкции других петербургских клубов, это оказалось не так легко. Некоторые спортсмены даже задумались о перемещении своих судов за границу ― в Эстонию или Финляндию. 

Спасти ситуацию может новый яхт-клуб в Стрельне, проект которого представил «Газпром». Помимо инфраструктуры для яхт, на территории клуба будет построена гостиница, ледовая арена и спа-комплекс. 

Впрочем, даже при условии запуска проекта в Стрельне условий для комфортных занятий парусным спортом в городе недостаточно. Яхт-клубов мало, а многие из тех, что есть, нуждаются в серьезной реконструкции. При этом яхтсмены уверены, что создание комфортных условий особенно актуально для развития туризма. Из-за отсутствия инфраструктуры Петербург сильно отстает от других балтийских столиц: по данным архитектурного бюро «Хвоя», ежегодно в Хельсинки заходит больше 19 тысяч яхт, а в Таллинн ― больше 10 тысяч, тогда как к нам всего около 60.

Соревноваться и побеждать

Уже во время подготовки этого материала появилась обнадеживающая новость: 6 февраля издание «Собака» сообщило, что Смольный планирует выкупить яхт-клуб на Петровской косе в целях дальнейшего развития и благоустройства. Глава Комитета по физической культуре и спорту утверждает, что, если клуб передадут городу, его территория останется полностью открытой для спортсменов и населения и в дальнейшем будет развиваться именно как общегородской спортивно-рекреационный кластер. Кроме того, есть надежда, что навигация в этом сезоне откроется вовремя, и у петербургских яхтсменов будет возможность поднять паруса.

Фото обложки: Дмитрий Сенькин

Материал опубликован в журнале NewTone

19 июля 2021

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Гостеприимный Петербург
Корреспондент журнала NewTone рассказывает об акклиматизации и способах с ней справиться  
Обложка статьи
Гостеприимный Петербург
Корреспондент журнала NewTone рассказывает об акклиматизации и способах с ней справиться