Обложка статьи

Исследователь по жизни

Какие скиллы объединяют ученых и маркетологов, как психология помогает в работе с программистами и чему обязательно нужно научиться в университете для успешного старта карьеры? Об этом NewTone рассказала Янина Ледовая — психолог с большим академическим бэкграундом, а ныне маркетинговый исследователь в IT-компании.

NT: Три года назад вы рассказывали журналу NewТone о научном исследовании поведения людей в социальных сетях. Как складывалась ваша академическая карьера и почему эта тема заинтересовала вас? 
Я.Л.:
Моя академическая карьера в СПбГУ длилась около двадцати лет. За это время я последовательно занималась разными темами. Когда я оканчивала университет, в «нулевых», мир только начинал знакомство с интернетом, а социальных сетей еще попросту не существовало. Интенсивно они вошли в жизнь людей примерно в «десятые» годы. Вся тематика, связанная с общением людей (в том числе в социальных сетях), относится к направлению социальной психологии. Я же училась и осталась работать на кафедре общей психологии, и изначально в основном занималась когнитивной психологией. 

Когнитивная психология — направление научной дисциплины, в котором изучают познавательные процессы психики человека: внимание, память, воображение, речь, логическое мышление.

Поскольку у меня был хороший английский и я легко коммуницировала с людьми, мне часто доводилось помогать в университете с приемом иностранных коллег. Я переводила лекции и беседы иностранных профессоров с руководством, организовывала международные проекты. Спустя время на меня легла ответственность за сайт факультета, пиар, привлечение абитуриентов и организацию мероприятий. На фоне всего этого факультет психологии неожиданно получил предложение о сотрудничестве от Александра Когана — коллеги из Кембриджа, — и меня попросили помочь с организацией этого взаимодействия.

Так началась наша совместная работа над анализом поведения людей в социальных сетях. Для исследования мы использовали Facebook: изучали тексты и психологические особенности русскоязычных и англоязычных пользователей. Мне было интересно поработать с иностранным коллегой и разобраться, какие факторы заставляют людей становиться троллями. Важно отметить, что над этим проектом работала целая группа аспирантов и преподавателей нашего факультета, а также другие специалисты, которых я смогла найти и пригласить. Идея сбора таких данных принадлежала моей коллеге Ольге Боголюбовой, технологию подсказал Алекс, а я была исследователем-менеджером, который привлекал талантливых выпускников и аспирантов в проект, понимая специфику тематики и технологии. Я организовывала весь исследовательский процесс, отвечала за отчеты и писала статьи.

NT: Был ли у вас опыт обучения или работы за рубежом? Можно ли сравнивать процесс построения академической карьеры в России и на Западе?
Я.Л.:
 У меня нет личного опыта построения карьеры за границей. Я была лишь на коротких стажировках в Хельсинки и Кембридже. Когда мне было двадцать лет, я хотела учиться в магистратуре в Англии: подала документы, не прошла отбор, расстроилась и больше ничего никуда не подавала. Однако многие из моих бывших студентов строят сейчас карьеру на Западе, и я кое-что про это знаю.

Важно отметить две вещи. Во-первых, во времена моего студенчества межвузовский обмен по программам психологии был очень плохо развит. В 2000-е психология и другие социально- гуманитарные науки в России были практически оторваны от дискурса Запада, ведь в советском государстве все они опирались на идеологию и марксистко-ленинскую философию. Западные исследования могли насаждать людям иные идеи и смыслы, поэтому нормального обмена с текущей международной повесткой не было: советским ученым пришлось придумать свою суверенную психологию, которая практически не коррелировала с тем, что происходило в мире. Из-за этого в начале 2000-х мне было не у кого спросить, как устроен межвузовский обмен, и не было информационных инструментов, чтобы понять, как можно куда-то уехать.

Во-вторых, строить академическую карьеру в психологии за рубежом крайне сложно, потому что российская академическая психология все еще процентов на восемьдесят, если по стране, и на пятьдесят, если в СПбГУ, содержит в себе остатки советской психологии, которой уютно здесь сидеть. Наших студентов готовят хуже: многие плохо знают статистику и английский язык. При этом для поступления в аспирантуру в Европе или США необходимо хорошо знать математику, статистику, методологию науки, плюс нужно уметь программировать и безупречно владеть английским языком.

NT: Жесткая конкуренция в научной среде — это плюс или минус?
Я.Л.: 
Вопрос неоднозначный. Я вижу в этом очень много минусов, потому что из-за жесткой конкуренции людям реально тяжело. После окончания магистратуры нужно обязательно поступать в аспирантуру другого университета. Если человек смог окончить аспирантуру, он должен поступать уже в третий университет на постдока: то есть еще раз два года пожить на чьи-то новые научные деньги, адаптироваться к новому научному руководителю, коллективу, стране, языку, культуре. Это очень конкурентная среда и болезненная гонка на выживание, многим участникам которой требуются психотерапевты. 

Из плюсов: общение с очень умными людьми, которые, с одной стороны, твои конкуренты, а с другой — бесценный ресурс для новых знаний и опыта. Ну и путешествия.

NT: Почему вы решили оставить научную работу и занялись маркетинговыми исследованиями?
Я.Л.:
 Мне бы хотелось начать издалека. Когда я оканчивала университет, я мечтала работать в каком-нибудь маркетинговом отделе большой международной компании: решать креативные задачи, придумывать рекламу или что-то такое. Однако мне предложили остаться на кафедре. Это было почетно и приятно, и я согласилась. Но все-таки параллельно с работой в СПбГУ я время от времени сотрудничала с коммерческими проектами, чаще всего как маркетолог.

В итоге я проработала в университете 19 лет и была одним из лучших преподавателей психфака. У меня были хорошие объективные показатели, которыми сейчас обычно измеряют работу педагогов: публикации в иностранных журналах, высокие оценки от студентов, активное участие в развитии факультета. При этом я была неудобным сотрудником, так как позволяла себе критиковать руководство: какие-то определенные решения ректората или недостаточно хорошее качество образовательных программ, например.

В 2018 году в СПбГУ пришла разнарядка, что за два года нужно уволить около 40 % преподавателей. Я и до этого задумывалась об уходе, по- тому что потенциальная академическая карьера не выстраивалась так, как это было бы комфортно мне. Однако в итоге попала под сокращение, а параллельно с этим меня как раз пригласили работать во ВШЭ. Летом 2019 года, когда я была то ли во ВШЭ, то ли нигде, мне написала моя нынешняя руководительница, с которой мы были знакомы по факультету психологии (она тоже его оканчивала и несколько лет преподавала на другой кафедре). От общих знакомых она узнала, что меня уволили из СПбГУ, и предложила поговорить о возможной работе в команде маркетинговых исследований: когда ты и исследователь (а это я умею), и решаешь бизнес-задачи (а об этом я мечтала еще студенткой, да и опыт такой у меня уже был).

Сегодня я могу сказать, что очень счастлива, что меня уволили из университета и я сменила сферу деятельности! Я не подозревала о том, что из академического психолога можно переквалифицироваться в маркетингового исследователя, но оказалось, что у меня есть и интерес, и опыт, и навыки для работы в этой сфере. Компания, в которой я сейчас работаю, напоминает лучшую версию НИИЧАВО из повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу».

NT: Как психология помогает вам в нынешней работе?
Я.Л.:
 Наша компания ориентируется на выпуск продуктов для программистов. Часть команды исследователей занимается опросами наших пользователей, другая часть — UX-исследованиями. Есть и другие типы задач: анализ индустриальных и макроэкономических трендов, исследования рынков и технологий.

Знание психологии помогает мне быстрее и эффективнее решать рабочие задачи. Иногда я составляю опросы для программистов, и в этом мне помогают академические психологические знания. Сейчас мы думаем, как лучше изучать когнитивную нагрузку у пользователей наших продуктов, и это задача конкретно для когнитивного психолога.

Кто такой UX-исследователь? 

Два основных направления их работы:

*Product Discovery — способ выявлять идеи для новых продуктов и сервисов. UX-исследователь выясняет у пользователей, чем они живут и с какими проблемами сталкиваются, а также как им помочь, если их проблемы не решены.

*UX-тестирование — исследование конкретного интерфейса, которое помогает понять, насколько быстро и безошибочно пользователь выполняет в нем свои задачи.

NT: Можно ли сравнивать академические и маркетинговые исследования?
Я.Л.:
 Все очень неоднозначно. Маркетинговые исследования всегда ориентированы на конкретную проблему: в финале их нужно переводить в деньги, рыночные показатели или хотя бы в удовлетворенность покупателей, то есть в осязаемый результат. Академические исследования, напротив, часто абстрактны и не привязаны к «пользе». Поэтому разница есть, и мне она нравится.

NT: Какими навыками должен обладать ученый и маркетинговый исследователь?
Я.Л.: 
Обоим необходим английский язык и навык системного мышления, а также понимание методологии проведения исследований: одним — научных, а другим — прикладных. Нужно уметь строить гипотезы, структурировать информацию. Еще, на мой взгляд, для ученого на первом месте должна быть узкая специализация, а потом уже общие знания в смежных областях. Для маркетингового исследователя, наоборот, лучше иметь широкий кругозор, но при этом в какой-то узкой области ориентироваться лучше остальных.

NT: Что бы вы порекомендовали молодому специалисту, который только начинает свой карьерный путь?
Я.Л.:
 Сейчас мир меняется настолько быстро, что запланировать и предугадать что-либо просто невозможно. Я думаю, что полезно получать фундаментальное образование, которое как раз формирует системное мышление. Пока вы молоды, пробуйте себя в разных сферах, знакомьтесь с людьми, создавайте вокруг себя сообщество интересных вам личностей или пристраивайтесь к таким сообществам. 

Я уверена, что те, кто сейчас оканчивают вузы, много раз поменяют сферу зарабатывания денег, поэтому самое главное — научиться учиться. Переучиваться придется не раз, и важно не бояться этого. Нужно уметь работать с информацией, с людьми и с собой.

Фото предоставлено собеседницей

Материал опубликован в журнале NewTone

22 июля 2021

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Гостеприимный Петербург
Корреспондент журнала NewTone рассказывает об акклиматизации и способах с ней справиться  
Обложка статьи
Гостеприимный Петербург
Корреспондент журнала NewTone рассказывает об акклиматизации и способах с ней справиться