Техноэкспресс
«Технологии, о которых мечтали фантасты» — если мы введем такой запрос в Google, увидим уже приевшиеся примеры самолетов, интернета и мобильных телефонов. Вот уже год мы наслаждаемся такой «технологией будущего» как видеосвязь. В остальном кажется, что наш мир не очень-то похож на научную фантастику. Но ведь будущее не должно выглядеть как в книжке? А может, оно и просто уже настало? Откинемся на спинку кресла и посмотрим на мир, в котором оказались.
Блокчейн всемогущий
В 2017 году в статье «Страховать и доверять» мы писали, как работает система медицинского страхования на блокчейне. Благодаря этой технологии, например, все заинтересованные организации одновременно узнают об обновлении статуса пациента, при этом данными они делятся друг с другом, а не загружают с центрального узла. Получать страховые выплаты и лечиться становится проще, потому что документы доступны одновременно всем организациям, их нельзя потерять. Блокчейн в таких системах к месту, так как выступает в качестве распределенной базы данных, которую сложно подделать. Но если мы посмотрим шире, то обнаружим неприятную тенденцию.
Новые технологии помогают продать товар. Сто лет назад люди выстраивались в очередь за радиевой зубной пастой, а сегодня маркетологи уповают на блокчейн. Собираешь деньги на краудфандинговой платформе? Продаешь идею инвестору? Хочешь понравиться публике? Скажи, что используешь блокчейн. Чтобы повысить шансы, можно добавить пару слов про искусственный интеллект и big data. И будет неважно, что из себя представляет блокчейн, он может быть медленным, плохо масштабироваться, а ты и вовсе делаешь приложение для зубной щетки — зато звучит хорошо.
Дипфейк и семеро козлят
Прошли времена, когда за знаниями надо было идти в Москву из Архангельска. Сегодня информация не просто доступна — иногда ее даже больше, чем мы способны поглотить. Если под рукой есть интернет, можно узнать что угодно — от способа сварить яйцо всмятку, до инструкции как построить ускоритель частиц. Проблемы, однако, начинаются, когда информация попадает не в те руки.
Мы как-то рассказывали в материале «Он настоящий!?», как киностудии создают цифровые двойники актеров для фильмов. Помните, как Бенедикт Камбербэтч сыграл дракона в фильме «Хоббит»? На тело актера наносили точки, по которым отслеживали движения, а затем перенесли их на цифровую модель. Получилось вполне правдоподобно.
В 2017 году широкая публика познакомилась с дипфейками — методом создания изображений, при котором один видеоряд накладывается на другой при помощи нейросетей. В результате можно получить ролик с телом одного человека и лицом другого, в котором практически невозможно распознать подделку. А инструкции в жанре «дипфейк за пять минут» и вовсе отбивают любое желание верить своим глазам. Получается, что кто угодно может склепать убедительный ролик, чтобы опорочить любого человека, имевшего неосторожность показать лицо окружающим.
Конечно, дипфейкам можно найти и «мирное» применение. Например, с их помощью посетители музея Сальвадора Дали во Флориде в 2019 году смогли пообщаться с известным художником и послушать истории о его жизни «от первого лица». А кино? Пару лет назад ради шутки пользователи интернета заменяли актеров в разных фильмах на Николаса Кейджа. Может, лет через 10–15 мы и вовсе увидим биржу образов известных личностей? Не хочет режиссер связываться с требовательным актером — покупает лицензию на его образ. А может и на Netflix можно будет подобрать каст мечты для очередного фильма или сериала на вечер.
На седьмом небе
В далеком 2014 году у нас вышел материал «Витать в облаках» — интервью о перспективах облачных вычислений с Александром Бухановским, тогда еще директором Института наукоемких компьютерных технологий. Что же изменилось за шесть лет? Герой интервью стал главой мегафакультета трансляционных информационных технологий, а мы не только увидели, как применяют облачные сервисы, но и стали свидетелями того, как они окончательно и, быть может, бесповоротно захватили мир.
Еще четыре года назад автор этого материала хранил коллекцию музыки у себя на жестком диске, рядом с фильмами и сериалами. Скопировать все необходимое на телефон занимало около часа. Конечно, была альтернатива в виде аудиозаписей «ВКонтакте», но плата за удобство — качество звука. Но теперь, с приходом «Яндекс.Музыки», Spotify и Netflix можно и вовсе не думать о сохранности коллекции и ее доступности: везде, где есть интернет, есть и фильмы, и музыка. Хотя конечно, если сервис исчезнет или правообладатели внезапно отзовут лицензию на альбом или сериал, пользователи останутся у разбитого корыта.
То же и с играми. Больше не надо покупать себе дорогой компьютер, достаточно обзавестись хорошим подключением к интернету и оплатить подписку на облачный игровой сервис типа GeForce Now или Google Stadia.
А как счастливы правообладатели! С тем, что получить лицензионный контент к третьему десятилетию XXI века стало возможно всего за пару касаний, пиратить многим уже лень. Проще оказалось заплатить 200 рублей за подписку на стриминговый сервис и смотреть дома, в дороге или в гостях и забыть о флешках и проводах. К похожему выводу приходит, например, Уильям Хэмптон-Соса, профессор Городского университета Нью-Йорка в исследовании, опубликованном в 2019 году: доступность удобных стриминговых сервисов поощряет пользователя потреблять лицензионный контент.
Создатели профессиональных инструментов тоже решили, что им интереснее предоставлять сервисы, а не продавать независимые решения. Например, купить автономную версию Photoshop уже нельзя — только в виде подписки с парой других сервисов в комплекте.
Высоко сижу, далеко гляжу
Всеобщему переходу в облако радуются не только пользователи и правообладатели. Не секрет, что в интернете действует правило: «все, что вы скажете, будет использовано против вас». Почти любое наше действие онлайн отслеживают рекламные сервисы.
Представим, что хотим открыть кофейню. Чтобы привлечь покупателей, надо подать объявление, а чтобы оно лучше сработало — ориентировать его на целевую аудиторию. Допустим, наш клиент — человек лет 20–40, который любит кофе, выпечку и часто бывает, а в идеале — живет или работает рядом с нашим заведением. Это не самая точная характеристика — можно фильтровать показы объявления по семейному положению, недавним покупкам или важным событиям в жизни человека. И все это возможно благодаря тому, что сервисы отслеживают, что их пользователи делают и какие сайты посещают.
И ладно реклама — можно убедить себя, что собранные данные никуда утечь не могут. Но анализ поведения человека в сети начинает влиять и на нашу жизнь офлайн. В 2017 году в материале «Большие данные следят за тобой» мы рассказывали, как банки используют big data, чтобы определить, можно ли выдавать клиенту кредит. С точки зрения закона все чисто: используется только общедоступная информация. Но хочу ли я, выкладывая фото в Instagram, чтобы кто-то на основе моих постов делал выводы, которые будут влиять на мою жизнь? Может, мой блог вообще не я веду, а нейросеть. Так и вертится вопрос: «Мечтает ли искусственный интеллект о постиронии?». А если решение зависит от открытых данных, в том числе тех, что мы выкладываем сами, можно ли создать более привлекательную картинку, чтобы обмануть банк?
Сам не плошай
Не подумайте, автор вовсе не призывает перерубить все кабели и сжечь компьютер, подавившись едким дымом. От технологий нам никуда не деться, да и появились они для того, чтобы упростить нашу жизнь. Надо лишь научиться пользоваться ими правильно. Мы же не обвиняем кухонные ножи в том, что они острые? Вместо этого мы учимся с ними обращаться.
Да и пора человеку перестать думать о каком-то абстрактном будущем и надеяться на него. Нас уже окружают сотни технологий, которые и пару лет назад представить было сложно. И вопросы, которые появляются с их распространением, нужно решать уже сегодня.
Материал опубликован в журнале NewTone