Обложка статьи

Откуда цены опять растут

Почему в Петербурге снова повысили цены на общественный транспорт? Пять лет назад NewTone уже искал ответ на этот вопрос, который не теряет актуальности и в 2021-ом. Как изменилась стратегия формирования тарифов на проезд за прошедшие годы? Отвечают Комитет по транспорту, Комитет по тарифам и магистрантка ИТМО.

Короткий ответ:

Стратегия формирования тарифов на проезд в общественном транспорте за последние пять лет никак не изменилась, а цены на проезд увеличились закономерно и согласно с этой самой стратегией «инфляция-минус».

Длинный ответ:

Как формируются цены на проезд в Санкт-Петербурге?

Главный распорядитель бюджетных средств — Комитет по транспорту. Он формирует заявку на предоставление субсидий городским перевозчикам и отправляет ее в Комитет по финансам. Там определяют, какую максимально возможную поддержку можно оказать городским перевозчикам из бюджета города. В это же время Комитет по тарифам проводит анализ финансово-хозяйственной деятельности городских перевозчиков, проверяет, из чего состоят их расходы.

Ближе к концу года, с учетом предложений Комитета по транспорту и исходя из возможностей городского бюджета, Комитет по тарифам принимает решение о стоимости проезда на разных видах общественного транспорта.

 

Полина Гараева, студентка магистерской программы университета ИТМО «Инновационные транспортные технологии»:

Насколько мне известно, в ценообразовании сразу учитывают суммы, которые необходимо потратить на развитие транспортной системы региона. Например, в цену билета закладывают стоимость внедрения каких-то преобразований в оплате проезда или иных цифровых решений. При этом обычно инновации спонсируются городом и иногда из федерального бюджета, но не полностью.

Стоимость проезда в Петербурге сильно подскочила в этом году. Почему единоразовый проезд в петербургском метро сейчас стоит больше, чем в Москве, не совсем понятно. Может, конечно, планируются какие-то грандиозные преобразования в сфере транспорта, ну или просто наши управленческие структуры руководствуются особыми принципами.

Модель ценообразования

«Политика Санкт-Петербурга в сфере тарифов носит устойчивый характер "инфляция-минус". Несмотря на рост тарифов в 2021 году, экономически обоснованные тарифы на перевозки граждан были выше тех, которые в итоге установило Правительство Санкт-Петербурга. Разницу компенсировали за счет бюджета», — комментирует Комитет по тарифам.

Пресс-служба Комитета подчеркивает, что в 2021 году увеличилась стоимость разового проезда при использовании жетонов и стоимость разового билета в наземном общественном транспорте. Это так называемые гостевые» тарифы. В то же время для жителей города, которые для оплаты в общественном транспорте в основном используют специальные карты, Правительство разработало широкую линейку проездных, которая постоянно совершенствуется. При этом самым популярным способом оплаты проезда остается Единый электронный билет.

Большинство льгот, действовавших ранее, сохранились и в 2021 году. Например, по карте «Подорожник» одна поездка в метро стоит 41 рубль, в наземном транспорте — 36. Также с 1 января по 31 декабря 2021 одна поездка в метро при оплате банковской картой на базе платежной системы «Мир» обойдется в 44 рубля, при оплате электронной картой «Единая карта петербуржца» на базе платежной системы «Мир» — в 39.

Полина Гараева:

Транспортную систему Петербурга логично сравнивать не только с зарубежными примерами, но и с московским опытом. В Москве постоянно прорабатывается соединение области с центром города, из года в год реформируется транспортная система, а в Петербурге ничего не меняется. Затрудняюсь точно сказать, чем это обусловлено: географией, рельефом, недостатком бюджета. Скорее всего, всем сразу.

Что говорит Комитет по транспорту?

Комитет по транспорту в ответе на официальный запрос NewTone сделал акцент на стоимости проезда для студентов и оставил без комментариев другие заданные вопросы.

Зато мы можем опубликовать статистические данные об использовании студентами льготных проездных. На 2021 год они такие:

Стоимость единого студенческого проездного в 2021 году составляет 1160 рублей, что меньше максимальной стоимости студенческого билета в размере 40 % от обычной стоимости проезда согласно «Социальному кодексу Санкт-Петербурга». Средняя стоимость одной поездки по льготным билетам для студентов составляет от 9 рублей в наземном транспорте и до 13 рублей в метрополитене. При таких показателях проезд по льготному студенческому билету выгоднее на 75–82% в отличие от обычной стоимости разового билета.

По сравнению с 2016 годом студенты стали чаще ездить на общественном транспорте (по данным Комитета, показатели увеличились на 0,6 %). При этом большинство студентов покупают не единый студенческий билет, который дает право проезда на любых видах транспорта, а проездной только для льготных поездок в метро.

К какому выводу пришел NewTone

Вероятно, пора перестать прогнозировать и объяснять рост цен на проезд, а просто подбирать наиболее выгодные варианты оплаты или отдавать предпочтение велосипедам и самокатам.

Материал опубликован в журнале NewTone

2 августа 2021

Еще почитать по теме