Обложка статьи

Бери приставку и надевай наушники: как изменилось обучение будущих преподавателей

Время прочтения
Время прочтения: 20 минут

Обычно в рамках рубрики A priori мы говорим о междисциплинарных исследованиях, потому что наука, в том числе педагогика, не имеет границ и эффективно развивается только совместными усилиями. Но ученые и преподаватели не достигнут серьезных результатов, если в их стране нет условий для работы и развития. В прошлом году по указу Министерства просвещения РФ в 33 педагогических вузах страны планировалось строительство специальных технопарков для подготовки будущих учителей к работе с инновационными технологиями. В сегодняшнем материале расскажем о некоторых из них. 

День учителя: актуальные проблемы

5 октября во всем мире отмечают День учителя (World Teachers' Day). Смысл этого праздника не только в том, чтобы вспомнить о заслугах преподавателей, но и обратить внимание на проблемы, с которыми они сталкиваются. Поэтому ежегодно в эти даты организация ЮНЕСКО проводит трехдневное мероприятие, чтобы обсудить, как обеспечить учителям в разных странах достойные условия труда и внедрить инновации даже в малообеспеченные регионы. 

После пандемии и перехода на дистанционное обучение вопрос подготовки учителей к работе с высокотехнологичным оборудованием вошел в повестку в том числе и развитых стран. В 2021 году министр просвещения РФ Сергей Кравцов заявил, что в ближайшие два года во всех педагогических вузах будут созданы современные образовательные пространства. Там будущие учителя познакомятся с новейшим учебным оборудованием, интерактивными технологиями, с которыми им предстоит работать в школах, научатся вести междисциплинарные и метапредметные проекты и исследования.

Опыт технопарков в России

И уже к концу 2021 — началу 2022 года обещанные технопарки открылись в Новосибирском государственном педагогическом университете (НГПУ), Российском государственном профессионально-педагогическом университете (РГППУ) и ряде других вузов. 

Направления работы лабораторий могут различаться, но в основном это естественно-научные дисциплины, которые предполагают проектную деятельность: фундаментальная физика и альтернативная энергетика, химия, биология и генетика, робототехника, искусственный интеллект и геймификация. 

В лаборатории альтернативной энергетики технопарка РГППУ можно создать прототип гидроэлектростанции или испытать биотопливо. А в НГПУ студенты и даже школьники изучают работу солнечных элементов, водородных топливных ячеек, гидростанций и ветрогенераторов. Практика помогает связать теоретические задачи, которые решают на уроках и парах по физике с настоящими энергетическими технологиями. Здесь можно изучать физические процессы не по учебникам, а попробовать себя в роли инженера-энергетика, например, самостоятельно проверить действие катализаторов в химических реакциях.

Изображение

Технопарк универсальных педагогических компетенций НГПУ. Источник: nspu.ru

Помимо базового оборудования, в РГППУ есть две дополнительные лаборатории: FabLab и лаборатория беспилотных летательных аппаратов. FabLab — это мастерская, где студенты занимаются 3D-моделированием. С помощью 3D-принтера, фрезерного или токарного станка можно, например, напечатать корпус робота и запрограммировать его в соседней лаборатории.

В НГПУ кроме стандартного оснащения есть 5D-принтер, который благодаря двум дополнительным осям позволяет создавать еще более сложные формы и структуры. А в лаборатории геймификации студенты разрабатывают образовательные игры. Новосибирский технопарк — это одно из немногих мест, где в качестве учебных материалов используются геймпад и игровая приставка. 

Потенциал технопарков исследуют не только специалисты естественно-научных дисциплин. С помощью VR-технологии можно организовать виртуальный тур по мировым музеям мира или поговорить на иностранном языке с жителями созданного в метавселенной города. Для этого лаборатории оборудованы всеми необходимыми иммерсивными гаджетами: шлемами, перчатками, наушниками и очками. Для интерактивного анатомического стола «Пирогов» из лаборатории генетики РГППУ будущие преподаватели парикмахерского искусства и медицинские работки нашли необычное применение: с его помощью можно рассмотреть детальные 3D-модели человеческого тела и строения черепа. 

Изображение

Интерактивный сенсорный стол «Пирогов». Источник: rsvpu.ru

В скором времени школы будут похожи на технологичную игровую площадку. И педагогам придется подстраиваться под новую реальность, хотят они этого или нет. Но тема праздника этого года не просто так звучит «Преобразование образования начинается с учителей». Потому что роботы, компьютеры, геймпады и 3D-принтеры — это просто инструменты и, помимо навыков их использования, преподаватели должны развивать в себе личностные качества: самостоятельность, лидерский потенциал и умение принимать решения автономно. Сильный независимый человек, готовый обучаться и быть на одной волне со своими учениками, и есть настоящий учитель будущего. 

На обложке: технопарк РГППУ. Источник: группа технопарка «ВКонтакте»

5 октября 2022

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Пошевели извилинами: о чем рассказывает выставка «Мозг: Вселенная внутри нас»
В интеллектуальном кластере «Игры разума» проходит интерактивная выставка «Мозг: Вселенная внутри нас»
Обложка статьи
Пошевели извилинами: о чем рассказывает выставка «Мозг: Вселенная внутри нас»
В интеллектуальном кластере «Игры разума» проходит интерактивная выставка «Мозг: Вселенная внутри нас»