Обложка статьи

«Там, где был я, теперь синтаксис»: разговор с участником группы «макулатура»

Время прочтения
Время прочтения: 33 минуты

«Зачем люди сегодня печатают книги? Откуда берут силы и идеи для такого занятия? Как находят издательства и средства, чтобы напечататься?» — прокручиваю в голове вопросы, шагая по Большому проспекту Петроградской стороны. Там, в кофейне Civil, сидит в конце зала в кепке Костя Сперанский, один из участников «макулатуры», небезызвестной рэп-группы из Кемерова. За его плечами филфак, журфак, работа редактором в Esquire, литературные лекции, подкасты и стримы, а еще — несколько десятков поэтических текстов.

Сегодня я беру у него интервью. В ту секунду вижу в нем только лысого боксера-вегана и претенциозного героя многих бесед, в которых он зачастую немногословен. Подхожу к его столику.

Что у боксера за пазухой 

«Это такая потасканная материя, которая имеет долгую историю. Печальную, может быть, забытую. Она могла где-то на чердаке валяться или на балконе и не ждать своего открытия другим человеком. Но тот, кто ее находит, эту макулатуру, обязательно счастлив, какое-то открытие для себя делает», — говорит он о значении слова, которым был назван в 2002 году их рэп-союз с Евгением Алехиным. Но тема сегодняшнего разговора никак не связана ни с Костиным прошлым, ни с «макулатурой». Она, скорее, о настоящем. Или даже о вечном. «Книги — это то, с чем я провожу большую часть времени в жизни. Даже если я не читаю их, то у меня всегда что-то лежит в рюкзаке или за пазухой. Сейчас я даже не помню, что за книгу я с собой взял. Это амулет, наверное, в первую очередь. Красиво выглядит и оберегает». Костя достает из большого черного рюкзака небольшую молочного цвета «Книгу о фиолетовом и смерти» Герарда Реве с красными буквами KOLONNA Publications в правом нижнем углу. Это издательство он особенно рекомендует. «С книгами всегда так: берешь что-то наугад, а потом оказывается, что ты угадал. Я решил ее прочитать — это именно то, что нужно сейчас. Хотя она вроде такая эстетская, но в тоже время очень тревожная».

Читать книги с экрана не любит, потому что так исчезает контакт с текстом, а в digital букв вообще не существует. И экран в этом случае не проводник в мир литературы, а посредник, искажающий смысл. «Все, что происходит на экране, отчуждает человека от его непосредственных чувств. Как Михаэль Ханеке показал в своем кино: в первую очередь человек перестает понимать, что такое насилие, во вторую — он уже перестает понимать, что такое он сам вообще».

Мне кажется, стихи-то уж точно должны быть на бумаге.
Изображение

Если рэп — это молитва, то пора писать Библию

«Я часто даю прочитать первому Жене [Алехину], как редактору, потому что иногда есть сомнения, что текст связный. Для меня-то все очевидно, но постороннему может быть не всегда понятны умозаключения, синтаксис или ход мысли. Женя, как человек мыслящий, какими-то простыми логическими соображениями всегда мне помогает что-то обтесать, отрезать ненужное. Он хороший читатель». Костя написал две книги: «Кто знает, о чем думает Амалия?» в 2017-м (и даже попал с ней в лонг-лист премии «Национальный бестселлер») и «Аполлон» в 2020 году. Его книги есть только в бумажном варианте. Точнее, были. Сейчас уже распроданы. Но их печатью автор особо не занимался. Написал текст, а остальную работу поручил Жене. Только забирал из типографии, исполняя обязанности грузчика. Желание создать свое независимое издательство кажется очевидным, если пишешь постоянно. Рано или поздно волна из букв, слов и предложений захлестнет так, что захочется позволить им «жить другой жизнью». Станет ли известным и успешным такое издательство — хороший вопрос. «ИЛ-music», в котором выходили книги Жени Алехина, Кости Сперанского, Максима Тесли, Антона Секисова, Романа Сенчина и других, 10 лет назад создавалось как музыкальный лейбл. А через год превратилось в независимое книжное издательство, у которого в тираж вышло уже около 30 книг. Ребята начинали продавать свои книги на концертах, знакомились с редакторами на книжных ярмарках, а потом о них узнали из независимого книжного альянса. «Но я к этому отношения не имел, только как грузчик — хочу это подчеркнуть», — добавляет Костя. Сегодня их книги не нужно искать по ярмаркам или делать предзаказ, на них можно легко наткнуться в независимых книжных Петербурга («Все свободны», «Порядок слов», «Во весь голос») и Москвы («Циолковский», «Ходасевич», «Фаланстер»).

Чувства первой печати

Книги Кости не найти даже у него дома. В их хранении на полках и так доверху забитого шкафа он просто не видит смысла: «Текст написан. Я все про него понял, пусть он своей жизнью живет. Дальше мне интересно заниматься чем-то другим, каким-то другим текстом. Это же не формула математическая, чтобы наизусть знать. Это зерно, оно и так во мне. А все остальное, все подробности вообще меня не заботят. Меня гораздо больше интересуют чужие книги, чем свои». Поэтому при виде первого напечатанного экземпляра он не испытал никаких чувств. Да и об особой реакции читателя не думал: «Никто не пишет для кого-то, кроме себя. Потом уже ты смотришь, насколько был открыт, чтобы другой человек тебя мог понять. Это как смотреть, какие круги на воде сделает камень, который ты забросил». И даже если эти круги — кривые и некрасивые, как недовольные романом читатели, это никак не влияет на автора. «Я уже выбрал свою дорогу и ничего меня с нее не свернет».

Изображение

Как сегодня стать известным писателем? 

Приносят зеленый чай. И пока круги в кружке расходятся, я спрашиваю о том, как вообще написать книгу. Девушка за соседним столиком, явно подслушивающая разговор, даже оборачивается. «Мне сложно придумать хороший заголовок. Найти тот образ, который объединял бы все. Кому-то это хорошо удается, а для меня текст слишком личный. Я боюсь придумать что-то неподходящее и ошибиться со словом. Всегда у меня была проблема с этим». Начинает рассуждать. Для тех, кто хочет сегодня стать писателем в России, существует два пути. Первый — отправлять тексты на литературные конкурсы, там «коннектиться с толстыми журналами, публиковаться у них», чтобы потом в каком-нибудь издательстве вас все-таки напечатали. «Но это ничего не гарантирует. Скорее всего, никто твои книги не купит». Второй: «создавать вокруг себя какое-то сообщество и публиковать тексты, необязательно в печатном виде, можно на „Дзене“, в телеграм-канале, во „ВКонтакте“. Это лучший путь. Если кому-то нужен читатель, такое реально сработает».

Сейчас даже у самого ничтожества есть читатели, и это нормально.

Ребус про самого себя

Публиковаться в сети — не только хороший способ найти свою аудиторию, но и отличный вариант для отработки собственного стиля, как, например, ведение дневника. Сегодня это явление не новое. Время, проведенное один на один с текстом, заменяет сессии с терапевтом. Поэтому и читать чужие мысли становится не только увлекательным, но и немного рефлексивным занятием. «Я каждый день веду дневник. Уже более десяти лет. Он достаточно большой, объемный. Я его никому не показываю. Это и психотерапия какая-то, и ощущение того, что прожитый день физически через тебя проходит. Это еще и ребус, который ты себе загадал и теперь сам разгадываешь». Дневник у него хранится на компьютере, даже в двух экземплярах. Для ежедневной публикации записи слишком откровенные — «уйду тогда отшельником куда-нибудь в горы», — иронизирует Костя. И, возможно, подсознательно все-таки надеется, что спрятанные в эпловских облаках прожитые дни напечатают посмертно, как случилось с дневниковыми заметками Сьюзен Сонтаг, опубликованными ее сыном. Но некоторые записи дойдут до читателя: сейчас Костя пишет третью книгу. Она будет состоять из таких заметок, объединенных только своей формой: «Мне самому больше всего нравится такой жанр, поэтому решил в нем поработать снова».

Изображение

«Этот вопрос всегда ставит меня в тупик!»

Костя начинает улыбаться и отшучиваться, когда слышит: «А современный автор сегодня — какой?», и вспоминает о каком-то «совершенно ничтожном писателе, решившим лавры Пелевина себе немножко пересадить», что носит «джинсы Collins, купленные в стоке на Садовой» и многим подражает, пытаясь экспериментировать над жанром. Но на самом деле на этот вопрос Костя уже ответил. Современный писатель сегодня сидит в модной кофейне на Петроградке, печатает пост у себя в телеграм-канале о смерти Жириновского и публикует его за пару минут до интервью. Он держит у себя «за пазухой» неизвестную книжку какого-то известного в узких кругах издательства. Он независим и целен настолько, насколько вообще возможно это описать. У него нет образа, он мог бы быть похожим на других, но левое полуоткрытое веко и шрам на правой руке говорят об обратном. Он ловко кидается именами современных талантливых авторов, о которых ты никогда и не слышал, параллельно приводя в пример более весомых: Сорокина, Лимонова, Данилова и Юзефовича. Он в черных спортивках, красных носках и ярких кроссовках. Цитирует Лидию Гинзбург и называет отморозками слушателей неблизких ему групп. Пишет не потому, что хочет заработать или потешить свое эго тремя–четырьмя романами на полке дома, а потому, что не может этим не заниматься, — это его образ жизни, как пробежка на пять километров или бокс. И ему, в общем-то, «наплевать», кто перед ним и что он после этого разговора напишет. Вечером этот современный писатель отправится в бар «Буковски» на вечеринку к Жене. А потом — в тур, давать концерты по городам.

25 октября 2022

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Чем кормить ракету?
Корреспондент NewTone выяснил, что «едят» космические ракеты
Обложка статьи
Чем кормить ракету?
Корреспондент NewTone выяснил, что «едят» космические ракеты