Обложка статьи

Улицы ждали именно нас: Влада MV picture

Время прочтения
Время прочтения: 19 минут

Серые городские стены остаются чистыми недолго: постепенно они обрастают граффити, наклейками, тегами и другими проявлениями жизни. Но как понять — это искусство или нет? Этично ли рисовать в общественных пространствах без разрешения? И остается ли уличная культура андеграундной, если изображение согласовано? Разбираемся вместе с представителями стрит-арт-культуры, в этом выпуске — с Владой MV picture.

Дисклеймер: рассказывая в статье о деятельности стрит-арт-художников, мы не призываем вас нарушать законы Российской Федерации.
Влада MV picture
Стрит-арт-художница, автор книги «Femstreet. Женщины в стрит-арте, граффити и мурализме»

Протестное искусство

Стрит-арт я попробовала в 2018 году, когда посмотрела фильм Бэнкси «Выход через сувенирную лавку». Он буквально пропитан чувством свободы. И я начала свой протест: против власти, которая старается тебя контролировать, давит и вызывает чувство огромной несправедливости, против родительского контроля. Наверное, этот бунт жил во мне с юных лет. Все детство мне говорили, чтобы я была аккуратнее, а сейчас у меня даже нет одежды без пятен краски, и я этим горжусь. Мне говорят, что это круто и стильно. Меня это не тяготит. Мне больше не стремно.

Рисовать — можно

Очень быстро я поняла, что хочу использовать улицу именно для высказываний. Мои рисунки стали остросоциальными. Параллельно я вела соцсети: с самого начала публиковала работы. Когда выло- жила первый социальный проект, отметила АХУХУ (Ассоциацию худших художников) — они любят подобную тематику — и получила много поддержки. Появилось чувство, что есть люди, которым и образ нравится, и идея близка. Хотя технически работа была очень сложная: несколько трехметровых трафаретов на мокрой стене, куда ничего не клеилось; друг помогал держать, а я рисовала.

И вот появился отклик — самое важное для меня. Я вообще рассуждаю так: каждый, кто платит налоги, может влиять на город. Все вольны рисовать или жаловаться в коммунальные службы, чтобы это закрасили. Так складывается диалог, пусть даже иногда это больше похоже на затыкание рта. Но ведь обмен мнениями состоялся, это главное.

Высказывания обычно не сопряжены с надеждой повлиять. Мы, художники, делаем это для себя, в том числе, чтобы объединить людей, которые уже разделяют твои взгляды. Бывали случаи, когда мне отвечали прямо на моей работе: например, на «Заключенном» на заброшенном ДК на Обводном канале вдруг появилось несколько желтых пятен. Кто-то увидел мою работу иначе и по-своему доработал ее.

Стрит-арт vs граффити

Граффити я отделяю от искусства, это больше спорт. Художник делает все осмысленнее, тщательнее выбирает место. Для граффитчиков же чем локация виднее и опаснее, тем лучше. Они дают обществу пощечину, нарушают границы, и остальные справедливо могут из-за этого злиться.

Изображение

Что рисовать — личное дело каждого. Где — важнее, но для всех по-своему. В стрит-арте все либерально, мы пишем где угодно, если считаем контекст подходящим и раскрывающим смысл конкретного полотна. Или когда хотим сделать стену эстетичнее. В среде граффитчиков больше правил, чем у нас: например, не перекрывать отметки тех, кого ты лично знаешь, или уважаемых представителей сообщества. Обычно спокойно относятся к «перекрытию» старых, обшарпанных рисунков. Есть несколько более агрессивных команд. Был громкий случай, когда граффитчик Ешка, автор елочек в Петербурге, «наехал» в соцсетях на стрит-художницу Надю Опалинскую за то, что она пару раз писала поверх его старых работ. Правило «можно перекрыть, если рисунок выполнен хуже или давно» почему-то не сработало.

Хотя стрит-арт либеральнее, это тоже нелегальное творчество. Когда я писала книгу, Мейк Польский (Антон Польский, Мейк, художник, автор книг по истории уличного искусства. — Примеч. автора.) сказал, что по понятиям, о которых договорились художники, стрит-арт — это разноформатное, но именно нелегальное искусство. Если оно согласовано, это уже паблик-арт.

Книга о фем-стрит-арте

Постепенно я заметила, что в уличном искусстве не так много женщин, стала выяснять, почему так. В итоге получилась целая книга о женском стрит-арте — Femstreet. Это первое подобное издание в России, но мои героини не только наши соотечественницы. Я брала интервью у стрит-художниц, бомберок, райтерок и муралисток из 11 стран.

Считается, что рисовать на улице с подвыпившими людьми, таскать тяжелые банки, взламывать шахты в метро — маргинально, сложно и «твой парень/муж не поймет». Нормально, что кому-то такие мероприятия не нравятся. Это может вызывать отторжение как у женщин, так и у мужчин.

Бомберы — часть граффити-сообщества, для которых важнее всего захват пространства и количество оставленных рисунков,а не сложность их исполнения или эстетические характеристики. 

Райтеры — более общее определение для авторов граффити. 

Муралисты — авторы огромных полотен на целую стену (муралов). Древнейшим муралом считают наскальные рисунки 30-тысячелетней давности в пещере Шове во Франции.

Цель книги — показать, что девушки тоже могут рисковать, заниматься стрит-артом и затрагивать сложные темы. Женский взгляд на некоторые во- просы просто необходим. Девушки лучше понимают и раскрывают темы феминизма, домашнего насилия, сопереживания и материнской любви. А еще наши рисунки себя самих отличаются от выполненных мужчинами.

Во время написания книги я проводила опрос и просила определить, какие из работ написаны мужчинами, а какие — девушками. Был один женский портрет, нарисованный парнем. И все отгадали, какого пола автор. Как сказала одна участница: «Только мужчина может так нарисовать женщину». Взгляд изнутри — совсем не то же самое, что сексуализированное изображение «со стороны».

Для меня важно, чтобы на улицах появлялось больше фем-изображений, выполненных девушками, потому что это то, как мы на самом деле видим себя и какими хотим показаться миру.

Фото: Инна Гутарова

17 октября 2023