К сердцу каменных джунглей
Эрих Мария Ремарк в романе «Ночь в Лиссабоне» написал: «Самый чудесный город — это тот, где человек счастлив». Однако то город романтика, а в реальности — это механизм, в котором для счастья каждого должны быть закручены нужные винтики. Социологам и философам, конечно, не осилить столь сложной задачи, зато их книги позволят лучше познакомиться с такой привычной, на первый взгляд, средой обитания человека.
«Город»
Макс Вебер. Перевод М. Левиной
Что такое город? Почему он устроен так, а не иначе? Все привыкли в нем жить, но мало кто задумывается о том, что это сложный социальный институт. Макс Вебер — немецкий социолог, философ и историк — исследует это понятие, чтобы разобраться, как на пересечении экономических, социальных и политических сфер жизни человека могло родиться нечто подобное.
Писатель категоризирует города: он выделяет отличия западного от восточного, античного и средневекового от современного. Он же предлагает и особую классификацию городов по трем типам: «производитель», «потребитель» и «торговый город». В исследовательском повествовании Вебера вы найдете много ссылок на те исторические справки, что подкрепят тезисы. Интересно же узнать, почему в определенном веке и месте фундаментом будущего полиса становится текстильное производство, в то время как в другом — плантации риса?
Особенность этой книги в том, что Макс Вебер первым из социологов рассматривает возникновение города на пересечении факторов, которые ранее исследовались обособленно. Менталитет людей, институты обороны и права, торговля, земельная собственность — множество отдельных составляющих повседневной жизни на самом деле крепко связаны одним большим понятием. И имя этого связующего звена — город.
Источник: unsplash.com
«Культуры городов»
Шарон Зукин. Перевод Д. Симановского
Если Макс Вебер разбирает понятие «город» буквально на составные элементы, опираясь на историю, то Шарон Зукин в книге «Культуры городов» больше обращается к социуму и искусству. Профессор социологии старается воссоздать внешний вид города в современной интерпретации.
«Символическая экономика», «культурное пространство» и другие термины, появившиеся с активной урбанизацией, часто остаются непонятыми, а Шарон Зукин объясняет их простым языком. Как искусство молодых художников, работающих на заброшенных фабриках, может стать катализатором городских изменений? Откуда берется эффект Диснейленда и неравенство слоев гражданского общества? Профессор показывает, насколько мощным механизмом влияния оказывается культура в западных городах.
Ищете «успокоения с помощью капучино», словно вы типичный житель Нью-Йорка? Тогда книга Шарон Зукин станет отличным компаньоном во время кофе-брейка, ведь она — типичное явление «культуры городов».