До встречи с Digital Humanities
В прошлом историки, педагоги и программисты, сейчас — студенты магистерской программы Digital Humanities Университета ИТМО. Здесь гуманитарный профиль уживается с техническим: магистрантов учат работать с цифровыми инструментами, анализировать тексты и разрабатывать проекты в сфере культуры. Мы узнали, где раньше учились студенты Digital Humanities и как теперь применяют полученный опыт.
Институт истории СПбГУ, Кафедра истории Нового и Новейшего времени
Обучаясь на историческом факультете, приобретаешь ценные навыки для исследования — искать литературу, ориентироваться в источниках, подбирать методологию и писать научные тексты. Здесь учат выстраивать коммуникацию с разными людьми, что в будущем упрощает работу над групповыми проектами, когда состав участников меняется.
Очень важно быть инициативным. Если в бакалавриате студент был куратором и помогал первокурсникам, в магистратуре Университета ИТМО он может стать ментором. Это опыт тесного контакта с преподавателем, погружение в закулисье учебных курсов и участие в их доработке. Ко второму курсу магистратуры студент спокойно курирует практические занятия.
— Василиса, второй курс магистратуры
Оренбургский государственный педагогический университет, «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», «Русский язык» и «История»
В педагогическом университете студенты подробно изучают язык и его исторические изменения, историю и культуру России и зарубежья. Навык грамотной речи в дальнейшем облегчает процесс работы с текстом.
Для прохождения педагогической практики студенты работают в детских лагерях и образовательных центрах. Этот опыт интерпретируется в магистратуре — студенту-педагогу легко взять на себя менеджерские задачи и ответственность за работу над проектами.
— Настя, второй курс магистратуры
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, «Международные финансы»
На экономическом факультете многие дисциплины в будущем оказались полезны на Digital Humanities. «Управление проектами» помогает в менеджерских задачах при подготовке проектов, а «Методы научных исследований» — наоборот, с аналитикой и проведением исследований.
«Стратегический менеджмент» и «Методы принятия управленческих решений» учат, как выбирать идеи для проектов, ставить задачи, распределять их по ролям и периодам. Уже в магистратуре эти навыки отлично дополняет «Проектный менеджмент».
— Кристина, второй курс магистратуры
Университет ИТМО, Факультет фотоники, «Квантовые технологии в коммуникациях»
Благодаря техническому бэкграунду, в магистратуре удается легко осваивать веб-разработку и программирование на Python, работать над проектами. Так как параллельно нужно проходить разные дисциплины, важны собранность и умение работать в режиме многозадачности.
Также, несмотря на физико-техническую направленность, в бакалавриате студент мог поработать с культурным наследием, что в дальнейшем пересеклось с задачами и методами Digital Humanities.
— Алина, второй курс магистратуры
Иркутский государственный университет, «Прикладная информатика в дизайне»
При обучении в магистратуре помогают знания Python, веб-программирования, английского языка и дизайна. Поскольку программистов на Digital Humanities оказалось меньше, чем гуманитариев, эти навыки буквально нарасхват.
Однако без гуманитарного бэкграунда бывает сложно понять глубину философских текстов, даже если они касаются технологий. Чтобы помочь студентам, преподаватели организуют семинары, воркшопы и ридинги, на которых обсуждают проекты и исследования с разных сторон. Например, одну из таких встреч недавно провела проектная группа «DH в России» — студенты обсуждали тематические манифесты и анализировали виды текстов.
— Лера, второй курс магистратуры
Институт истории СПбГУ, Кафедра истории Нового и Новейшего времени
Классическое гуманитарное образование всегда может пригодиться. Основное, чему учат на историческом факультете — это критическое мышление. Также студенты получают навыки подготовки текстов и рецензий, поиска нужной информации среди тысяч страниц.
Бакалаврский опыт отлично вписывается в дальнейшее обучение на Digital Humanities. Если рассматривать наиболее применимые дисциплины, можно отметить «Методологию истории», «Этнологию» и «Социальную антропологию». Но кажется, что выделять их не имеет смысла: важен сам опыт гуманитарного образования — именно он помогает развивать и накапливать новые знания.
— Лиза, второй курс магистратуры
Автор: Ольга Москвичева
За помощь в подготовке текста благодарим куратора с направления Digital Humanities Анну Кочановскую. Фото предоставлены автором.
Фото на обложке: unsplash.com