Контакт? Есть контакт!
В университете мы часто встречаемся с разными людьми: одногруппниками, администрацией, преподавателями. С последними контактировать приходится почти так же часто, как и с первыми. Для комфортного общения важно уметь правильно выстраивать взаимоотношения. Давайте разбираться, как это делать, вместе с руководителем образовательных проектов Центра обучения и развития сотрудников Екатериной Безызвестных.
Немного теории
Общение — это универсальная форма взаимоотношений людей. Оно складывается из трех составляющих, которые вместе формируют его как способ организации совместной деятельности. Первая сторона — перцептивная. Это то, как человек воспринимает и понимает другого, формирует для себя его образ. Вторая — интерактивная. Она вступает в силу при общем деле, в котором одновременно участвуют много людей и каждый вносит вклад. И третья — коммуникативная. Подразумевает под собой обмен информацией с воздействием на поведение партнера. Эта составляющая устанавливается только при активном участии обеих сторон.
Основные проблемы
При общении возникают специфические барьеры: социальные, профессиональные и психологические. К ним относятся непонимание, предвзятость и неприязнь, возникающие из-за разницы поколений или взглядов. Например, если ваш внешний вид для преподавателя разнится со сложившимся образом прилежного студента, это может стать причиной особого внимания к вашим работам.
Чаще всего студенты сталкиваются с такими проблемами, как авторитарность и негибкая позиция. Отсутствие понятных правил препятствует формированию самой коммуникации. Недостаточный уровень эмпатии и размытость личных границ не позволяют наладить общение, а использование преподавателями неконструктивной и демотивирующей обратной связи и вовсе отталкивает.
Советы
В первую очередь, выстраивая комфортное общение с преподавателем, не забывайте об уважительном отношении. Будьте пунктуальны, приветливы и любознательны, соблюдайте субординацию и посещайте занятия — это то, что создаст о вас хорошее впечатление. Обращайтесь за помощью к преподавателю без стеснения и старайтесь сразу переходить к сути проблемы, а не задавать «вопрос ради вопроса». Это плохо повлияет на вашу репутацию компетентного студента, хоть и поможет закрепиться в памяти.
Иногда разногласия возникают, несмотря на все усилия их избежать. В этом нет ничего страшного, так как конфликты — обыденная часть жизни. Они позволяют найти нестандартные решения проблемы, защитить личные границы. Вместо паники или негодования проанализируйте проблему и подумайте над урегулированием ситуации. Помните, что в первую очередь каждая из сторон хочет обменяться знаниями и не заинтересована в конфликтах.
Иллюстратор: Полина Мелинти
Фото на обложке: unsplash.com