Поэзия света Клода Моне
«Я пытался сделать невозможное — нарисовать сам свет», — говорил основоположник импрессионизма. В 1890-е годы Моне начинает писать свои знаменитые циклы картин. По работам художника можно визуально изучать волшебную иллюзию преображения форм окружающего мира — природу света, которую «поэт» и стремился запечатлеть на своих полотнах.
«Стога»
Моне не раз обращался к изображению стогов на своих картинах, однако их роль всегда была второстепенной. «Это были стога сена, присутствие которого на скошенных полях было столь же эфемерным, как и породивший их сенокос», — пишет французский арт-дилер Даниэль Вильденштейн.
В 1888 году художник начинает искать сюжеты в окрестностях Живерни — деревушки, куда он переехал пятью годами ранее. Найдя два стоящих рядом стога сена, он делает с них эскиз. Во время работы освещение менялось, и у Клода зарождалась новая идея — ему захотелось запечатлеть возникшую игру света и тени. С этого момента его живопись получает новое направление. Все внимание художника концентрируется на изучении непрерывно меняющихся эффектов освещения, благодаря которым окружающий мир получает разнообразие цветовых оттенков, а также теряет свою материальную осязаемость.
Клод Моне. Стога. 1884
Моне пишет: «Я долго работаю над новой серией, хотя в это время года солнце садится так быстро, что я за ним не успеваю... Это приводит меня в отчаяние, но с каждым разом я убеждаюсь в необходимости и оправданности своих страданий. Я могу найти то, что ищу: мимолетную изменчивость света, покрывающего растительность повсюду».
Клод рисует стога не только при разном освещении, но и в разное время года. Поля, озаренные последними бликами солнца, на картине «Пшеничные стога», те же поля красно-рыжей осенью, а еще позже — зимой. Моне раскрывает сущность неуловимого вещества на картине «Стога сена. Эффект снега», где голубые тени, скользящие по нежно-розовой поверхности снега, перестают быть лишь иллюзией.
«Тополя»
Моне приступает к серии, изображающей аллею тополей на берегу реки Эпт в Живерни, в 1891 году.
В отличие от «Стогов», где художник старался сохранить иллюзию глубины пространства и объемность, здесь прослеживается явная тенденция к линейному построению. Тополя не только играли на свету отблесками листвы, но и прекрасно отражались в воде и были податливы ветру, — все это Моне и пытался изобразить на своих полотнах.
Клод Моне. Тополя. 1891
Художника интересовало, как изменится форма и материальная осязаемость тополей, окутанных туманным осенним воздухом, красками мягкого заката или ярким полуденным солнцем. Писатель Оскар Рейтерсверд говорил, что Моне пытался поймать ритм, заключенный в извилистой аллее, растущей вдоль Эпта.
Серия, которая создавалась в 1891-1892 годах, насчитывает 24 картины. «Поэт света» так мечтал о выставках, где все его тополя соберутся рядом, вот только популярность раскидала работы по всему миру в разные коллекции, из-за чего пока что удалось собрать лишь пять из них под одной крышей.
«Руанский собор»
После серий стогов и тополей Моне выбирает в качестве референса огромный фасад величественного готического Руанского собора, который находится в исторической столице Нормандии.
Художник писал собор в течение двух лет, начиная с 1892-го. Он мечтал покорить природу постоянно меняющегося света — в разное время суток, при раз-личных климатических условиях.
Клод Моне. Руанский собор. 1894
«Работаю очень много, но ни о чем, кроме собора, думать не могу», — признавался он. Клод всегда хотел невозможного — запечатлеть «красоту воздуха», благодаря которой мир постоянно меняется, удивляя нас богатством впечатлений.
Спустя три года публика увидела 20 оттенков Руанского собора. Работы имели колоссальный успех.
Клод Моне. Руанский собор. 1894
Жорж Клемансо, политик и друг художника, писал: «Если пристально вглядеться в соборы Моне, то возникает ощущение, что они написаны каким-то переливчатым раствором, брошенным в приступе ярости. Но в ее дикой вспышке столько же страсти, сколько выверенного знания. Камень, пронизанный светом, под грузом веков остается прочным и твердым».
«Кувшинки»
Музей Оранжери (Le Musée de l'Orangerie) — самый трогательный музей в Париже. Именно в нем находятся два овальных зала, отданных великому Клоду Моне и его «Кувшинкам».
Художник испытывал особые чувства к своим кувшинкам. Пейзажей с ними было написано около 250, однако они никогда не повторялись. «Мне понадобилось время, чтобы понять мои водяные лилии. Я посадил их для удовольствия и выращивал, даже не думая о том, чтобы их нарисовать», — пишет Моне. Цветы начали завораживать художника, как когда-то Руанский собор.
Клод Моне. Кувшинки. Отражение в воде. 1907
Именно в музее Оранжери выставлено панно длиной в 91 метр. Серия из восьми полотен занимает весь овальный зал. Рассматривать кувшинки можно, присев на диванчик, расположенный в центре.
Говорят, что в зависимости от погоды и времени суток «Кувшинки» немного меняются. Солнечным днем они светятся, вечерами окутаны флером безмятежности и легкости, а в дождливые дни приобретают серые оттенки. Не зря куратор музея Филипп Сонье называет этот зал «Сикстинской капеллой импрессионизма».
На обложке: Клод Моне. Кувшинки. 1920. Источник картин: artchive.ru
