А что если? Интервью с Владимиром Сурдиным
А что, если бы не существовало привычных законов физики? А может, у роботов есть душа? А что будет в далеком будущем? Ответы на эти и тысячи других вопросов кроются в мире научной фантастики. Давайте узнаем, о чем задумываются люди, близкие к этому жанру. В первой части статьи — поговорим с Владимиром Сурдиным, российским астрономом и популяризатором науки.
— В чем основное различие между научной фантастикой и научно-популярными материалами?
— Научно-популярная литература простым языком объясняет то, что ученые открыли в природе, в человеке. Это то, что они сами, но более профессиональным языком друг другу рассказывают. А научно-популярные книги предназначены для людей, далеких от науки, или не очень далеких, но все-таки не ученых. Там обычно нет никакого сюжета. Нет занимательного. Нет какого-то беллетристического начала.
Хорошая научная фантастика отличается наличием сюжета, в котором должно быть, например, приключение, которое затягивает тебя независимо от науки. И вот в этом главное отличие. В научной фантастике фигурирует человек. А в научно-популярной литературе его, как правило, не бывает.
Владимир Сурдин, российский астроном и популяризатор науки. Фото предоставлено собеседником
Вот я, например, астроном. Когда я пишу научно-популярные книги или статьи, у меня вообще там человека нет. У меня там звезды, планеты, всякая космическая «ерунда». А зачем мне человек? В литературных произведениях что-то я не припомню, чтобы без людей обходилось. Человек человеку интересен. Что с ним происходит — очень важно. Поэтому, конечно, мало общего между этими жанрами.
Но слово «научное» все-таки объединяет два направления. И научная фантастика, и научная популяризация отвечают за просветительство. Но они все же отличаются от фэнтези.
Как наука влияет на научную фантастику?Хорошие писатели всегда стараются уловить разные тенденции науки. Вот только-только в технической сфере что-то или рождается, или обсуждается, или предполагается, а фантаст уже придумал занятный сюжет. Иногда, правда, бывает наоборот.
Например, Артур Кларк — писатель-фантаст с инженерным образованием — в своих произведениях говорил о геостационарных спутниках, которые сегодня летают вокруг нас и обеспечивают телевизионное вещание. И насколько я помню, до него это не обсуждалось как что-то техническое.
— Научная фантастика вдохновляет людей на изучение астрономии и наук в целом?
— Научная фантастика — это первая ступенька к науке, и не только к ней. Такие произведения, как воспитательный элемент: учат, а не развлекают. Бластеры, погони за пришельцами, война с ними, — бывают такие комиксы, — но это не научная фантастика, а просто перенос земных стрелялок куда-то туда, в космос. Хорошая научная фантастика рассказывает как о людях, так и о технике. Посмотрите, у Стругацких в книгах техника есть, но на ней внимание почти не заточено: человек нажал кнопку — что-то произошло. Но главное — зачем он нажал, как он себя при этом ведет, как с окружающими общается.
И я, и все мои коллеги не сразу увлеклись наукой. Наука — дело серьезное. Надо долго учиться, надо математику преодолевать и так далее. А фантастика — легкое чтение. Поэтому те, кто работают в науке, начинали с научной фантастики. Я других путей не знаю.
— Какие научно-фантастические книги или фильмы можно назвать наиболее точными с точки зрения представлений о космосе?
— В литературе это произведения авторов, знающих науку изнутри. Например, братья Стругацкие хорошо и много пишут о космосе. Почему? А потому что Борис Стругацкий — профессиональный астроном. Он понимал, о чем писал. Или Карл Саган — американский астроном, астробиолог, который создал роман «Контакт». Потом сняли одноименный фильм. Я его раз семь или восемь смотрел, потому что мне ужасно приятно видеть, как он правильно показал работу ученых. Там есть фантастическая линия: связь с инопланетянами, полет через кротовую нору, — кстати, это впервые фигурирует в литературе. При этом быт ученых, сложности в их работе, какие-то неприятности, взаимоотношения с чиновниками показаны идеально. Все потому, что автор сам все это видел и проходил, что позволяет довериться ему и прочувствовать атмосферу истории. Мы всегда ценим писателей за то, что они нам в любой фантастике что-то настоящее показывают.
— Какие технологии или открытия, представленные в научной фантастике, вы считаете наиболее вероятными для реализации в будущем?
— Трудно сказать. Есть то, что фантасты уже описали, а инженеры еще не смогли сделать, хотя знают как, просто не хватает материалов. Например, космический лифт. Между Землей и геостационарным спутником протянут трос, по которому с поверхности нашей планеты в далекий космос будет бегать лифт. Геостационарные спутники летают так, что всегда находятся над одной точкой земного шара, над экватором. Никаких ракет уже не понадобится, чтобы взлетать с Земли, если мы найдем или создадим материал, из которого можно сделать канат длиной около 36 тысяч километров. Вот одна японская корпорация уже реально это пробует и обещает к 2050 году сделать углеродные нанотрубки. Тогда не нужно будет тратить тысячи тонн топлива на то, чтобы в космосе оказалась маленькая капсула с человеком. А лифт просто на электромоторе будет по канатику бегать практически за бесплатно. Это гениальная вещь, и фантастика уже ее описала, а вот инженеры пока не могут это воплотить.
Ждите еще две части статьи: поговорим о научной фантастике с художницей и создателем фантастического комедийного сериала «Кибердеревня».
Фото: unsplash.com