Обложка статьи

На Марсе классно

Центр МАРС — площадка для демонстрации художественных проектов, затрагивающих все человеческие чувства. Филиал московского центра открылся в Петербурге в октябре, но его посетили уже более 8 000 человек. 

Первая и пока единственная выставка — «Теория поля». Организаторы описывают ее как художественную попытку воссоздать всепоглощающий поток, направленный на зрителя, и, одновременно, зависящий от него. Медиаинсталляции полностью окружают зрителя оптико-звуковыми полями и завораживают аудиовизуальными эффектами, часть из которых зависит от действий зрителя. 

В выставке представлено восемь инсталляций: Тимей, или Музыка сфер; The Other Portrait; Black Noise; Rose of the World; What Hides the Voices; MIMPI; Коллектор. Инсталляции расположились на трех этажах ТК «Пассаж», каждая в отдельной комнате, закрытой плотной двойной ширмой. На верхнем этаже можно погрузиться в виртуальную реальность, а на первом отдохнуть в небольшом баре. 

Посетители заходят в просторные комнаты, обшитые черным гипсокартоном и освещенные лучами проекторов. Свет отражается от бетонных монолитных полов. Технически такое устройство комнат необходимо для создания объемного звука. В некоторых залах стоит Kinect. Он позволяет взаимодействовать с инсталляциями через устные команды, жесты, позы тела и показываемые объекты или рисунки. 

Специалисты Центра МАРС уже известны петербуржцам по участию в выставке Magic of Light, которую организовывали Университет ИТМО и Греческий институт голографии. Ее посетители обратили внимание на арт-объект «Глаз Ангела», который реагирует на приближение.
Подробнее с визуальным искусством можно познакомиться в рамках образовательного цикла «Пересмотр»: лекции пройдут в Центре МАРС с ноября по декабрь.

Роза мира. Шрастры и Уицраоры

«Роза мира» — религиозно-философское произведение Д. Л. Андреева. Шрастры — область единого четырехмерного пространства, каждая из них обладает неповторимым числом временных координат. Уицраоры — могущественные, разумные и крайне хищные существа, обитающие в слоях, смежных со шрастрами. С точки зрения человека, это — демоны великодержавной государственности (имеются в виду диктаторы). Посетители располагаются на мягких креслах. А спокойный дикторский голос погружает их в многомерную картину мира автора. 

 

Black Noise

Черный шум — сигнал, спектр которого обладает нулевой энергией, то есть тишина. Объект воссоздает ощущения, возникающие у человека в сенсорной депривации (отключение одного или нескольких чувств). Основу задают две модели, поочередно сменяющие друг друга: сотообразная сфера поверх черного шара и абсолютно черный куб с короткой тенью. Фоном служит либо отображение белого шума (как в старых телевизорах) или градиентный фон красного и зеленого оттенков. При долгом наблюдении специфичный звук, сигнал и мерцающая картинка создают ощущение, что земля уходит из-под ног. 

MIMPI

В основе инсталляции лежит абстрактное изображение, которое меняется под воздействием смартфонов посетителей. Они подключаются к бесплатной сети wi-fi Центра МАРС, заходят на сайт mimpi.my. А дальше перемещение устройства предопределяет, в каком направлении и с какой скоростью будет меняться изображение. По словам сотрудников музея, за время открытия выставки рисунок ни разу не повторился. Зрители становятся художниками и именно от них зависит, как поведут себя слои медиакрасок.
 

Материал опубликован в газете «Мегабайт»

23 ноября 2016

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Фестиваль «Современное искусство в традиционном музее»
В фестивале примут участие художники из 7 стран, которые представят более 12 проектов в 8 музеях.
Обложка статьи
Фестиваль «Современное искусство в традиционном музее»
В фестивале примут участие художники из 7 стран, которые представят более 12 проектов в 8 музеях.