Обложка статьи

Потуши пожар в VR

Что можно делать в VR-шлеме, кроме просмотра мини-фильмов? О примерах использования VR для корпоративного обучения и о том, как понять чувства другого человека с помощью виртуальной реальности рассказала Лидия Ятлук, методист  компании Modum Lab.

Чем занимается компания Modum Lab?

— Мы разрабатываем коммерческие проекты в области корпоративного обучения. Я занимаюсь образовательной частью наших приложений: создаю сценарии, проверочные задания, параметры оценивания сотрудников. Сначала анализирую существующие подходы в обучении для сферы деятельности определенной компании. Затем мы вместе с методистами заказчика детально прорабатываем логику продукта. Вместе договариваемся, чему учим с помощью VR, и что должно в результате получится. Потом моя часть работы совмещается с разработками программистов, дизайнеров и 3D-модельеров.

Какие проекты разрабатывает компания?

— У нас есть программы тренажеры-эмпатии, тренинги для отработки чрезвычайных ситуаций, диалоговые симуляции и многие другие проекты. Предположим, в компании работает линейный персонал, который взаимодействует с клиентами. Обычно менеджер не нанимается со стороны, а выбирается из имеющихся сотрудников. Но кого повышать? Очевидно тех, кто умеет нормально общаться с подчиненными. Чтобы найти такого претендента используется наш VR-тренажер. Испытуемый общается с ботом, например, прорабатывает ошибку подчиненного. Речь автоматически распознается и программа оценивает поведение человека по определенным параметрам, связанным с регламентами компании. То есть сначала он должен был сказать «А», потом «В», похвалить, рассказать про ошибку, потом обсудить, как избежать подобной ситуации в будущем. Оценивается и речь: скорость, использование вежливых слов, сленга, сколько раз человек отклонялся от темы. Мы надеемся, что технология позволяет выбирать адекватных людей на руководящие должности, ну или заранее посмотреть, каким бы мог быть человек в качестве руководителя.

Как проходит обучение сотрудников для ликвидации аварий и ЧС?

— На большом производстве трудно смоделировать тренировку аварийной ситуации. В итоге все бегают вокруг какой-нибудь картонки и представляют, что это пожар. В виртуальной реальности ты вроде и не бегаешь, но все происходит гораздо реалистичнее. Один из вариантов — когда человек надевает шлем и следует одному из нескольких сценариев во время аварии. Он видит происшествие, должен быстро среагировать и сделать то или иное действие. Отрабатываются ситуации, где сотрудник связывается с руководством и сообщает о происшествии, ищет средства для тушения пожара на территории. Время тренируемого ограничено, и в виртуальном пространстве происходят постоянные аудиовизуальные подкрепления правильных или неправильных действий. Если ты взял не тот огнетушитель и видишь, что пожар не тушится, а наоборот распространяется еще больше, то это потому, что ты не проверил маркировку и не узнал, что средство непригодно к использованию. А если начинается оцепление, подъезжает спасательный отряд, то значит все в порядке. Такие приложения мы всегда делаем под конкретное предприятие, потому что регламенты и варианты возможных аварий отличаются. Имеет значение, что именно загорится, как быстро распространится огонь, кто сможет поучаствовать в ликвидации ЧС.

Какие исследования проводятся в компании?

— Мы занимаемся исследованиями больше из собственного интереса, чтобы понимать как развиваются технологии и как люди с ними взаимодействуют. Недавно изучали эффективность использования VR-симуляции для тренировки эмпатии. Мы демонстрировали двум группам студентов в возрасте от 18 до 24 лет разные ролики. Оба были сняты от первого лица, но один показывали в формате 2D, а другой в VR. Тренажер назывался «пожилой человек» и его сюжет был в том, пожилой мужчина проходит в отделение Сбербанка, чтобы оплатить ЖКХ и должен сделать это самостоятельно через терминал. История про то, какие, казалось бы, простые операции с банкоматом, могут вызвать проблемы у пожилого человека. Ему что-то не очень видно в интерфейсе, какие-то комментарии оператора не очень слышны, все вынуждены много раз повторять для него. Возникает несколько неприятных ситуаций, а в какой-то молодой человек даже толкает и хамит пожилому. Мы сравнивали, как люди воспринимают эту ситуацию, просматривая в двух разных форматах. С одной стороны мы изучали самостоятельную оценку испытуемых. Использовали «цветовой тест» Люшера, «дифференциальную шкалу эмоций» Карла Изарда и «шкалу эмоционального отклика» Эмпштейна. А с другой стороны измеряли кожно-гальваническую реакцию людей (прим. ред. — позволяет определить реакцию организма на встречаемый стрессовый фактор). Мы выяснили, что когда человек смотрит видео на компьютере, то физиологически ничего не меняется, эмоции ровные и есть даже некоторый уровень раздражения, как реакция на неприятные ролики. Но группа не идентифицировала себя с персонажем. А в виртуальной реальности испытуемые сопоставляли себя с героем, у них возникало чувство вины за происходящее. Мы рассматриваем это как основной маркер эмпатии.

Получается, можно будет учить людей лучше ладить друг с другом?

— Здесь двойственный момент, и на эту тему есть отличное выступление на TED «How virtual reality can create the ultimate empathy machine» Криса Милка. Проблема в том, что в определенной «дозировке» такие эксперименты помогают эмпатии, но если немного переборщить, все будет в разы хуже. Это вызовет защитную реакцию организма, человек ощутит нездоровое беспокойство и будет отгораживаться от ситуации вообще. Если рассказать про какую-то катастрофу один раз, то собеседник испытает определенную эмпатию. Но если постоянно показывать, как людей разрывает, то через какое-то время в голове собеседника будут мысли «окей, там где-то кого-то разрывают, а у нас тут все нормально, поэтому отстаньте, все в порядке». Психика спасает сама себя и отгораживается от негативных эмоций.

Какие очки и технологии вы используете для обучения?

— Oculus и  HTC Vive — основные очки для компьютерного VR. Часто пользуемся и Samsung Gear VR, потому что они гораздо дешевле, работают с телефонами, комфортны для тех, кто носит очки, взаимодействуют со многими приложениями и имеют удобную систему установки. Пока у нас не было проектов, чтобы мы использовали дополнительные механические воздействия на обучаемого. Закупать такие конструкции чаще всего дорого и экономически не выгодно. Это скорее пригодится для создания дополнительного «вау-эффекта».

Испытывают ли пользователи дискомфорт во время обучения в VR очках?

— Традиционная проблема для VR — укачивание характерна для многих приложений, где необходимо двигаться в виртуальном пространстве. Она возникает, потому что вроде бы в интерактивном мире ты двигаешься, а в реальности нет. Та же схема, которая случается во время укачивания в автомобиле или поезде. Здесь все зависит от дизайна приложения. Мы давно занимаемся VR и уже накопили большой опыт UX разработок. Знаем, как построить приложение так, чтобы человеку было комфортно. Например, визуализируем перемещение по виртуальным локациям с помощью затемнения картинки. Может быть это выглядит менее реалистично, но зато человек очень комфортно себя чувствует. Вторая проблема связана с дискомфортом первого использования. Не всегда глаза пользователя сразу привыкают, могут возникнут сложности из-за конструкции устройств. Если я ношу очки и надеваю Oculus, но при этом не изменяю настройки, то все будет выглядеть мутно. Ряд очков дает возможность подкручивать фокусировку линз, например, Samsung Gear VR. А еще скоро выходят Oculus Go. Они достаточно просторны, чтобы надевать их даже вместе с очками. Еще есть отличие в количестве степеней свободы для пользователя. Если у устройства все шесть степеней свободы, картинка меняется более естественно и ощущается пользователем как непрерывная, привычная ему среда. У Gear VR три степени свободы, у Vive Focus — 6.

Материал опубликован в газете «Мегабайт»

12 апреля 2018

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Дополнительные органы внутри нас
В сентябре в Journal of Anatomy вышла статья австралийских ученых. В ней исследователи предполагают, что к концу XXI века у всех людей появится дополнительная предплечевая артерия. С точки зрения хирургии ее можно будет использовать для пересадки в другие части тела.
Обложка статьи
Дополнительные органы внутри нас
В сентябре в Journal of Anatomy вышла статья австралийских ученых. В ней исследователи предполагают, что к концу XXI века у всех людей появится дополнительная предплечевая артерия. С точки зрения хирургии ее можно будет использовать для пересадки в другие части тела.