Как изменить ход истории
Как часто нам кажется, что изучаемые дисциплины совершенно бесполезны, или, даже если в них есть толк, преподавать их нужно совсем по-другому! В нашу группу «ВКонтакте» пришло сообщение от Екатерины Мишиной, в котором студентка рассказала об идее модернизировать программу курса по истории. А Дарья ЛАМПАДОВА составила краткую инструкцию для тех, кто готов меняться вместе с университетом.
Отрывок из письма
...Когда для подготовки сообщения я выбрала историко-техническую тематику, для меня открылись совершенно удивительные факты. Историю творили не только военачальники и цари, но и инженеры, ученые, организаторы производств. А на деле об уехавших соотечественниках Зворыкине и Сикорском мы знаем несравнимо больше, чем о Можайском или Джевецком. По этой причине я предлагаю сместить акцент преподавания на освещение развития науки и техники в привязке к событиям отечественной истории...
Екатерина Машина, студент первого курса факультета программной инженерии и компьютерной техники
Используй возможности
Прежде чем менять учебный план, задумайся — а использовал ли ты все опции, которые заложены в него? Есть две группы дисциплин. Первая — обязательные предметы, они обеспечивают фундаментальную, профессиональную подготовку. Вторая группа — элективные дисциплины, а также модули специализации и внутривузовской академической мобильности. Так, первокурсники этого года могут освоить дисциплину другого направления и даже мегафакультета. Еще одно нововведение 2018 года — возможность менять направление подготовки в течение первых двух лет бакалавриата или первого года магистратуры и не думать об академической разнице. Это обеспечивается за счет введения блоков общеуниверситетских предметов.
Включайся и предлагай
Важный инструмент для сбора мнений и обратной связи — опросы. Да-да, те самые, что регулярно приходят на почту или появляются в ИСУ. Хочешь перемен — не молчи! Расскажи подробно о плюсах и минусах дисциплины или курса, поделись идеями по его совершенствованию. Если же опрос не затрагивает волнующую тебя проблему, ты всегда можешь прийти с предложениями в Центр качества организации учебного процесса. Звучит серьезно, но знай — здесь открыты для идей и готовы их поддержать, если это будет возможно и действительно пойдет на благо твоему образованию.
Куда идти с идеей?
- Управление качества образовательного процесса: Ольга Владимировна Елисеева, 8 (911) 239-85-19, ovkharitonova@corp.ifmo.ru
- Управление проектирования и реализации образовательных программ: Юлия Анатольевна Киселева, 8 (911) 992-02-53, kiseleva@corp.ifmo.ru
— Механизмы влияния студентов на содержание образовательной программы стандартны в большинстве европейских вузов. И все-таки наиболее оптимальная схема реализована в Великобритании и Финляндии. Система построена так: по окончании каждого курса лекций и до момента сдачи экзамена студент обязан пройти опрос относительно качества прослушанного курса. Аналогичную форму заполняют внешние эксперты. Задача — получить как можно более объективную картину того, что происходит в аудитории. Данные анализируют и курс модернизируется. Студенты оценивают и весь образовательный процесс, а по итогам года руководитель программы может изменить ее состав, предложить новые курсы, убрать невостребованные. Вообще в системе, где существует выборность предметов студентами, их влияние на образовательный процесс и контент самое прямое. Курс, который из года в год выбирают мало студентов, автоматически должен быть либо модернизирован, либо заменен на другой, вписывающийся в профиль программы.
Екатерина Тулугурова,
начальник Управления международных образовательных программ
Материал опубликован в газете «Мегабайт»