Летние каникулы биоинформатиков
В феврале открылась запись на ежегодную Летнюю школу для студентов и недавних выпускников, увлекающихся биоинформатикой, которая пройдет с 29 июля по 3 августа в Москве. Прием заявок продлится до 1 мая. Корреспондент «Мегабайт» узнал, какая будет тема школы в этом году и как совместить отдых и учебу за городом, а участники ЛШ прошлого года рассказали, что ожидает вас на смене, если вы решитесь подать заявку.
Екатерина Вяххи, исполнительный директор Института биоинформатики
Биоинформатика — междисциплинарная область, в нее приходят биологи, которым необходимо научиться анализировать постоянно растущий объем получаемых данных; информатики, которые хотят применять свои навыки для решения глобальных задач, например, в здравоохранении, и другие специалисты, интересующиеся методами и подходами этой науки.
Нам хотелось создать сообщество для студентов, где будет интересно и полезно делиться знаниями и в будущем реализовывать совместные проекты. Формат школы, где участвует 100 человек и два потока — 50 биологов и 50 информатиков, стал логическим продолжением этой идеи. У ребят есть как отдельные занятия по потокам, так и общие лекции, а также возможность поработать над научным проектом в междисциплинарной команде. Однако мы постепенно отходим от разделения на потоки — перед конкурсным отбором участники уже изучают основы биологии или программирования на вводном онлайн-курсе.
Как создать рабочую атмосферу в летние каникулы? Собрать сто увлеченных людей из разных уголков России и ближайших стран, поселить вместе, составить плотное расписание и дать интересную и реальную научную задачу для решения в оставшееся время!
Каждый год мы стараемся выбирать одно главное тематическое направление и дополнять его лекциями и практиками по актуальным вопросам области. Седьмая школа будет посвящена биоинформатике в исследованиях старения и развития. Вопросы старения всегда волнуют людей, и в рамках школы будет интересно рассмотреть, как биоинформатика может применяться в таких исследованиях.
На наш взгляд, на школе складывается комфортная обстановка неформального общения, когда и студенты, и преподаватели увлеченно обсуждают не только вопросы программы, но и мировую и российскую науку, развитие карьеры, находят пересечения других интересов. Многие продолжают общаться или участвуют в совместных проектах. Спикеров этого года будем объявлять в течение весны и вплоть до начала летней школы, следите за новостями!
Анна Щецова
2 курс, Университет ИТМО, информатик
— Расписание было таким насыщенным, что хотелось разорваться и пойти сразу на всё (некоторые занятия проходили одновременно и приходилось выбирать). Я была самой маленькой на школе (закончила первый курс бакалавриата) и боялась, что не потяну программу. Но моих знаний было достаточно, чтобы понимать, о чем говорят на парах. Атмосферу создавали люди, а люди приехали на школу целеустремленные и заинтересованные: ходили на занятия, а в перерывах бурно обсуждали их во всех уголках базы. К вечеру уставали и переключались на спортивные игры и настолки. Повезло, что база стояла на озере: успевали сбегать окунуться и прийти на следующую пару со свежей головой.
Алексей Крючков
3 курс, НГТУ, информатик
— Это был отличный шанс выйти из зоны комфорта. В школе я не очень любил биологию и химию, но решил, что это хорошая возможность закрыть пробелы в представлении об этих науках. Самое крутое — узнать людей из другой сферы и поучаствовать в «мини-хакатоне». Еще мерч был просто огонь! Место тоже получилось удачным: красивая природа, жаркая погода, озеро рядом — все для возможности отдохнуть! Никакого формализма в отношениях с лекторами и кураторами: они рассказывали истории, отдыхали вечерами со студентами и получали удовольствие от происходящего. А еще было очень много вкусной еды и очереди за арбузами по утрам!
Егор Алимпиев
1 курс, Stanford University, биолог
— Решил участвовать в школе, потому что это хороший способ завести крутых знакомых и друзей. То есть изначально я был уверен, что получу много полезных практических знаний, и ехал на школу за другим. Но оказалось, что система с проектами очень полезна и интересна, и я действительно многому научился. Очень крутая идея сделать разделение по двум направлениям, но я считаю, что плохо называть их «для биологов» и «для программистов». Скорее, «теоретические» и «прикладные». Кроме этого я не помню каких-то явных недостатков в формате школы. Расслабляющая обстановка это просто замечательно! Но я все равно почти все вечера работал над проектом.
Дмитрий Прокопов
Аспирант ИХБФМ СО РАН «Молекулярная генетика», участник ЛШ в 2017 году, биолог
— Мне понравилась школа своей насыщенностью: с утра до вечера ты слушаешь лекции, участвуешь в практикумах, общаешься с приятными и заинтересованными ребятами. Если бы ЛШ проходила в Сибири, в сорокаградусные морозы, то, вероятно, отвлекаться приходилось бы меньше.
Анастасия Петренко
Студентка второго курса МГУ Биологический факультет, биолог
— Я решила бросить себе вызов, узнать что-то новое и познакомиться с ребятами, которым это тоже интересно. Чтобы пройти на Школу, нужно закончить курс на Stepik — это был своего рода челлендж: и в самоорганизации, и в обучении. В прошлом году ЛШ проходила на на базе отдыха под Петербургом. Некоторые мастер-классы, например, занятия по командной строке, проходили так: лектор высвечивал на проекторе экран компьютера, быстро печатал и объяснял свои действия. Часто из-за этого было тяжеловато поспевать за преподавателем, имея минимальный, но достаточный для прохождения на Школу уровень подготовки по информатике. Сейчас я понимаю, что не стоило ограничиваться онлайн-курсом и несколькими дополнительными занятиями на YouTube. Лекции по биологии казались простоватыми, наверное, они больше предназначались для информатиков. В перерывах между занятиями можно было немного погулять, отдохнуть и даже искупаться в озере. Организаторы старались сохранять баланс между обучением и отдыхом в расписании. Быть может, я не научилась очень многому, но я нашла вектор для последующего самообразования и познакомилась с хорошими людьми.
Материал опубликован в газете «Мегабайт»