Обложка статьи

Много смысла из ничего

 

Как отыскать настоящий инженерный талант? Предложить создать что-то абсурдно сложное! «Мегабайт» совместно с Анастасией Брик, руководителем Лиги Голдберга, объясняет, как энтузиасты проектируют знаменитые машины и почему бессмысленные на первый взгляд вещи помогают решать крайне важные задачи.

Что такое машина Голдберга?

Машина Голдберга — это цепная реакция, в ходе которой путем сложных действий достигается очень простая цель. Эти необычные механизмы требуют от создателя весьма нестандартного подхода, воображения, знания физических законов и много терпения.

Зачем нужна Лига Голдберга?

Чтобы найти человека нестандартного, действовать надо тоже нестандартно. Если взять обычные инженерные олимпиады и поменять условия, то получится все, что вы можете видеть в Лиге Голдберга. С 2017 года это инженерное сообщество развивает Голдберг-движение в стране, способствует проведению мастерских, хакатонов, соревнований. Среди его представителей есть и инженеры, которые строят машины на заказ. Но упор делается все же на образовательную часть, поиск талантливых людей, развитие командного духа. Ведь при создании машины Голдберга вам никак не справиться одному. 

Какова средняя себестоимость машины и кто оплачивает материалы?

Все зависит от конкретного механизма. В рамках хакатона себестоимость составляет 5–10 тысяч рублей, а иногда даже меньше. В таком случае средства на материалы предоставляют заинтересованные партнеры. Если же машина создается на заказ, то сумма может доходить до сотен тысяч, а финансирование ложится на заказчика.

Какие детали и материалы обычно входят в конструкцию машины?

Часто есть каркас в виде куба, много шариков, палочек, реек, трубочек. Обязательно — лески, нитки, веревочки. Иногда в ход идут мышеловки, разные прищепки, дощечки, доминошки. Бывает, используются вода или песок. Все зависит только от фантазии создателей. Однажды ребята использовали манекен, у которого вместо рук были миски, куда на каком-то этапе высыпался собачий корм.

Требуются ли особые навыки, чтобы начать?

Нет. Все навыки приобретаются или оттачиваются в процессе. Даже если вы никак не подкованы технически, то это прекрасный способ бросить вызов инженерии. Вы сможете работать и над творческими навыками, когда будете соображать, как сделать механизм не только работающим, но красивым и даже сюжетным. В Лиге Голдберга разработали обучающий  онлайн-курс для тех, кто хочет строить такие машины. Там даже предус­мотрен раздел для наставников, где есть практические советы опытных людей о том, как провести хакатон или соревнование. Некоторые проходят курс за пару дней, некоторые — за месяц: все зависит от увлеченности. А потом методом проб и ошибок оттачивают мастерство.

По каким критериям сравнивают машины на соревнованиях? 

Зависит от правил. Например, на Кубке Голдберга в 2017 году важным критерием была стабильность работы машины. Также важно количество и сложность шагов, длительность работы, эстетический вид изобретения. Хотя на хакатонах и мастерских трудно придерживаться строгих критериев. Все команды строят очень интересные механизмы, и в каждой можно найти изюминку. 

Есть ли какое-то практическое применение машинам Голдберга?

Как вы уже знаете, машина Голдберга — это механизм, который выполняет какое-то простое действие абсурдно сложным способом. В этом ее суть! Так в чем же, спрашиваете, польза? Можно сказать, что она заключается в самом процессе инженерно-творческих изысканий. Во всей этой физике, драматургии и эффектности, которыми полнится механизм. Собственно, как и в жизни, важен не результат, а сам процесс.

Материал опубликован в газете «Мегабайт»

Фото предоставлены организаторами.
 

6 мая 2019

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Дополнительные органы внутри нас
В сентябре в Journal of Anatomy вышла статья австралийских ученых. В ней исследователи предполагают, что к концу XXI века у всех людей появится дополнительная предплечевая артерия. С точки зрения хирургии ее можно будет использовать для пересадки в другие части тела.
Обложка статьи
Дополнительные органы внутри нас
В сентябре в Journal of Anatomy вышла статья австралийских ученых. В ней исследователи предполагают, что к концу XXI века у всех людей появится дополнительная предплечевая артерия. С точки зрения хирургии ее можно будет использовать для пересадки в другие части тела.