Хакатоны покоряют мир
Хакатон конкурса «Цифровой прорыв», прошедший 27–29 сентября в Казани, вошел в Книгу рекордов Гиннесса. В соревнованиях участвовали более 3 000 IT-специалистов, дизайнеров и управленцев в сфере цифровой экономики. Мы решили разобраться, как из «марафона программистов» хакатон превратился в один из наиболее популярных форматов решения реальных задач.
Когда провели первый хакатон?
Термин «хакатон» появился в 1999 году. Команда из десяти разработчиков OpenBSD собралась, чтобы вместе написать программу для криптографии. В том же году термин прозвучал на конференции в компании Sun. Тогда целью хакатона было создание программы, которая свяжет по инфракрасному порту пользователей цифровых органайзеров.
Как изменился формат за это время?
Массово формат стали использовать в 2000-х, тогда же на него обратил внимание бизнес. Хакатоны стали способом быстрой разработки новых решений, в которые можно инвестировать. Сегодня под термином понимают соревнование, на котором команды специалистов (программисты, дизайнеры, менеджеры) работают над решением какой-либо проблемы. Обычно хакатоны длятся от одного дня до недели. Результат хакатона — это готовый к запуску минимальный жизнеспособный продукт, на котором можно протестировать работу идеи.
В каких сферах проводят хакатоны?
Направления и тематики могут быть практически любыми, от медицины до городского проектирования. Так, в России проводят хакатоны в области культуры («Культурный Код») и ЖКХ («ЖКХак»), а за рубежом хакатоны организуют спортивные объединения и агрохозяйственные комплексы. Глобальная задача любого хакатона сегодня — решение проблем конкретной сферы с помощью новых технологий и междисциплинарного взаимодействия. В ноябре «Мегабайт» проведет уже второй хакатон в области научно-популярной журналистики ScienceMedia.
Зачем это участникам?
Участники хакатонов собираются ради новых знаний, ценных призов и общения с опытными наставниками. Здесь можно привлечь внимание к оригинальной идее и продать придуманный сервис или продукт, а также зарекомендовать себя перед потенциальным работодателем. Так, победителей хакатона «Сбербанк-Технологий» берут на работу в компанию.
Зачем это организаторам?
Организатор хакатона решает сразу несколько важных задач. Во-первых, это хорошая возможность оценить потенциальных сотрудников не только по резюме и собеседованию, а сразу в деле. Во-вторых, хакатон позволяет проверить рабочую гипотезу для продукта компании. Наконец, хакатоны помогают решать нестандартные задачи. Например, компания «Газпром нефть» нуждалась в ПО для проверки истории использования бурового оборудования и предотвращения искажения данных. Проведение хакатона помогло сформировать команду, которая с использованием технологии блокчейн сумела найти решение.
Кристина Крушинская и Екатерина Джавлах, организаторы ITMO DigiEduHack
— Цель ITMO DigiEduHack — получить новые решения в сфере цифрового образования, а также начать глобальный диалог о цифровизации образования в Университете ИТМО. Вокруг этой цели мы хотим объединить не только студентов и преподавателей, но и выпускников вуза. К тому же, поскольку наше мероприятие — это часть международного соревнования хакатонов, в котором участвуют более 50 команд со всего мира от Великобритании до Кении, то наша цель — победа в международном конкурсе. Самое сложное в организации — перестать постоянно совершенствовать программу: каждый день появляется все больше идей, иногда просто невозможно остановиться. Формат интересен в первую очередь неформальностью, отсутствием рамок. На хакатоне ребята многому учатся: они решают проблемы самостоятельно, формулируют запрос и ищут необходимую информацию, прокачивают навыки работы в команде. Именно такой формат больше всего близок тому, каким должно быть образование XXI века.