Обложка статьи

Наука, ограниченная временем

«Мегабайт» во второй раз организовал хакатон ScienceMedia. Представители студенческих СМИ со всей России побывали на экскурсиях в компаниях «Геоскан», StarLine, «БСХ. Бытовые приборы», в депо метрополитена «Южное» и на Юго-западных водоочистных сооружениях. А затем в течение 24 часов создавали мультимедийный лонгрид научно-познавательной направленности. Помогали им в этом менторы — эксперты в области медиа. Галина ЛАРИОНОВА узнала, с какими проблемами столкнулись участники, сложно ли провести полноценную консультацию за 15 минут, чем привлекателен такой формат соревнований и от какой съемки пришлось отказаться эксперту по фото ради хакатона.

Александр Коряков, ментор по направлению «Фото»;
руководитель фотослужбы и фотограф ИД «Коммерсантъ» в Петербурге

— Я уже второй раз участвую как ментор на ScienceMedia. Первый раз был весной, я тогда боялся первые минут пять, а потом Остапа понесло. Повторить решил из-за собственного эгоизма: никто не знает, кто больше получает от этих мероприятий — я или те, кто приходит за советом. В процессе таких разговоров я часто формулирую для себя важные мысли, которые раньше мне не приходили.

На самом деле у меня чуть не сорвалось участие в хакатоне: вчера выяснилось, что я должен снимать нашего премьер-министра, но я смог отказаться и прийти.

В работах участников в первую очередь меня интересует идея. Чем она оригинальнее, тем лучше. Ребята, которые были на производстве беспилотников, сразу сказали, что хотят сделать материал от их лица. За это сразу получили высший балл. Одной девочке я сказал, что хорошо, что я уже сделал карьеру, потому что сейчас мне пришлось бы с ней конкурировать.

Часто бывает, что ребята не владеют репортажной фотографией и не всегда понимают сходу, что главное в кадре, на что навести резкость. Но так у всех, кто не занимается фотографией профессионально.

Светлана Соколова-Михайлова, ментор по направлению «Текст»;
шеф-редактор журнала EdExpert, редактор книги комиксов «Это точно»

— Несколько лет назад я участвовала в другом хакатоне как журналист ВШЭ, а в качестве эксперта выступаю впервые. С одной стороны, когда за ограниченное время надо с командой сделать конечный продукт, это воодушевляет. С другой, интересно быть экспертом и видеть разные взгляды на одну и ту же площадку.

Обычно человек подходит и говорит, что не знает, с чего начать. Тогда я спрашиваю, что самое интересное он увидел. Так постепенно вырисовывается план. Основная ошибка — желание рассказать обо всем и сразу, или когда в голове мысли о самой компании, а нужно рассказать про определенную технологию. Нет задачи писать рекламный материал только потому, что там прекрасные пиарщики.

Я получаю ту же самую пользу, что и преподаватель, когда он начинает снова и снова повторять студентам одну и ту же тему: он сам понимает ее лучше. Многие думают, что технологии и наука — это серьезно. На самом деле, нет. И здорово, что люди не боятся обыгрывать. Мы обсуждаем с ребятами, как можно повести одну и ту же тему, и я понимаю, что научно-популярный журналист может придумать огромное количество тем и форматов.

Александр Курдин, ментор по направлению «Аудио»;
телеведущий канала 78, диджей «Авторадио», радио NRJ, Юмор FM

— Мне было очень интересно посмотреть, о чем думает студент, как видит деятельность в сфере, которую я представляю. Любопытно сравнить с тем, что происходит на практике. С момента моего выпуска из университета еще не очень много изменилось с точки зрения передачи информации, но у нас таких мероприятий не было. Интересно понаблюдать, как и чем живет сейчас студент.

Участники приходят с отличными идеями, и я всего лишь чуть-чуть направляю их, чтобы они думали. Задают вопросы, что должно быть в аудио­репортаже, каким длинным он должен быть, как оформлять вставки, какой нужен стиль. Все люди, которые ко мне подходили, не нуждались в какой-то безумной корректировке. Они очень толковые, понимающие.

В аудио речь вообще не о тембре. Дикцию можно исправить, картавость — сделать своей фишкой. Но нужно научиться правильно распоряжаться своим голосом, интонировать.

Саша Шаргородская, ментор по направлению «Текст»;
шеф-редактор интернет-издания «Бумага»

— «Бумага» довольно плотно связана с научной повесткой, так что когда я увидела название мероприятия и что оно связано с ИТМО, сразу заинтересовалась. Здорово, что молодые журналисты что-то делают в научном направлении. Когда я прочла список площадок, куда ездили участники, мне стало немного грустно. Ну разве можно найти что-то интересное в Юго-Западных очистных сооружениях? Оказалось, что можно. Некоторые идеи меня удивили, они даже могли бы появиться в нашем издании.

Все приходят с разными вопросами. У кого-то есть сформулированная идея, остается только задать наводящие вопросы, и человек сам на них ответит. С кем-то мы обсуждаем конкретную форму, уже практически законченный продукт. А кто-то еще мечется на уровне идеи, им трудно вычленить из большого объема информации самое главное, о чем писать.

Раскрутить тему — проблема не только студенческих команд, но и большинства планерок редакции. Ментор — человек, который может помочь благодаря большому опыту и взгляду со стороны.

Дмитрий Коваленко, ментор по направлению «Видео»;
основатель видеостудии Juce Production

— До прихода сюда я вообще не знал, что буду делать. Думал, это традиционное выступление с презентацией. Поэтому и каких-то схем работы с участниками не было. Подсаживаюсь к ребятам или они ко мне. Они показывают наработки, спрашивают, что можно улучшить, а я по ходу событий понимаю, чем могу быть полезен.

Все проблемы из-за отсутствия опыта. Камера трясется, ребята при монтаже используют или одинаковые кадры, или те, где нет действия. Многие наснимали кучу материала и только потом думают, что с этим делать.

Одна участница проявила очень здравый и осознанный подход к делу: была первоначальная задумка, девушка взяла в руки камеру и воплотила идею в жизнь. Круто, что есть возможность творить и люди, которые хотят создавать.

Радислав Хмелявский, ментор по направлению «Видео»;
Comedy Club Санкт-Петербург, режиссер, оператор-постановщик, монтажер

— Для меня хакатон — это новый опыт. Когда я шел сюда, думал, что здесь будет что-то сверхнаучное. Но оказалось, здесь приятная соревновательная, но семейная атмосфера.

Участники прикольные, но у нас есть трудности в коммуникации. Они чувствуют стеснение, когда подходят ко мне, и решить эту задачу должен я как ментор. Они показывают наброски работ и спрашивают, как не перегрузить видео информацией, стоит ли добавлять инфографику в материал. Я предлагаю ориентироваться, на целевую аудиторию.

Единственное, у меня бывает ступор, когда мне показывают статью, а ее тематика слишком далека от меня. Но схема одна и та же: каждое видео должно решать свою задачу.

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Наука как образ жизни
Интервью с Екатериной Сергеевой. Она рассказывает о женщинах в большой науке, образовании в России и за рубежом и настоящей любви к исследованиям.
Обложка статьи
Наука как образ жизни
Интервью с Екатериной Сергеевой. Она рассказывает о женщинах в большой науке, образовании в России и за рубежом и настоящей любви к исследованиям.