«Я просто порисовывала картинки время от времени»
В отличие от многих творческих фрилансеров, живущих в Москве или Петербурге, Ева Морозова ― создатель комиксов ШКЯ (шутки, кайф, яшперица) ― из Новосибирского Академгородка. Если вы не знакомы с толстыми персонажами с длинными носами, то наверняка знаете ее по главной роли в «Рекламе скайпа». Как родилась группа с комиксами, почему общечеловеческие темы важнее политики и при чем тут русские классики, узнаете от новой героини рубрики «Неполный провал».
Группу ШКЯ «ВКонтакте» создавала не Ева. В 2012 году, когда возникло это сообщество, она даже не была зарегистрирована в соцсети. Создателем была ее коллега по ролику «Реклама скайпа» Юлия, и публиковать там свое творчество мог любой участник. Примерно через год Ева помогла придумать современное название паблика и, чтобы выдержать стиль, удалила из администраторов всех, кроме себя и основателя.
«Стиль формировался очень медленно и сейчас продолжает формироваться. Фотоколлажи с лицами моих друзей и стишки совсем не похожи на нынешние комиксы внешне, но настроение, думаю, было всегда примерно одно и то же»
«Тучка ходит по небу, дождик проливает. Своим телом менеджер кресло заполняет…»
Ева по образованию переводчик, знает английский и французский, а рисовать научили родители ― оба художники. После университета она устроилась администратором в небольшую нефтяную компанию, хотя, по ее словам, слово «секретарша» больше подходит.
«Там я перечитала "Войну и мир", освоила фотошоп, сделала первый коллажный видос под песню Shabop Shalom Девендры Оби Бенхарта и отсканировала множество бумаг»
Спустя три года «увлекательной» работы она решила менять курс на то, что действительно нравится, например, дизайн. Но работа дизайнером в разных местах тоже не впечатлила: хотелось тратить время на свои интересные задумки, а не на рекламу мобильных приложений. Ирония в том, что именно необычная «Реклама скайпа» принесла ей популярность. Когда ролик набрал первый миллион просмотров, Ева постаралась привести аудиторию в группу ШКЯ. А ещё это странное видео помогло ей привлечь интересные заказы и уволиться с бумажно-компьютерной работы, которую она ненавидела.
«Слишком хорош, чтобы ксерить сканы и ресайзить скрины»
Узнать себя в персонажах может практически любой человек, независимо от профессии. Проблемы, которые в них поднимаются, сама автор называет общечеловеческими, а вдохновение черпает из русской художественной литературы.
«Наверное, самый большой вдохновитель, еще с детства, ― это русская классика. Чехова, Гоголя, Толстого, Достоевского я перечитываю всю жизнь, и это бесконечная радость для меня»
В отличие от тех же мемов, картинки Евы редко затрагивают что-то злободневное и остросоциальное. Она вообще считает социальные темы скучными и заразными.
«Все сводится к тому, что кто-то где-то кого-то обманул, украл чьи-то деньги. И, имея объект для ненависти, ты с солидарными подписчиками начинаешь обливать его грязью. Более или менее талантливо, в зависимости от способностей»
Что касается политики, для художницы это те же сплетни, только в более глобальном масштабе: «Думать о внешнем враге всегда проще, чем о внутреннем».
«Почему не щегольнуть талантом, если можно щегольнуть?»
Несмотря на то, что Ева не гонится за «хайповыми» темами, ее комиксы весьма популярны в сети. Их часто воруют как локальные сообщества, так и паблики-миллионники. Художница относится к этому спокойно: даже если стирают логотип, особенный стиль делает комиксы узнаваемыми, и люди сообщают автору о воровстве.
«Это, по-моему, закономерный процесс: если людям что-то нравится, они это используют. Так что было бы грустнее, если б не плагиатили»
«Для заказа писать старому доброму завхозу»
Коллаборации, рекламы и прочие коммерческие истории художница не любит. «Если заказчик диктует, как ему надо, то руки сразу опускаются», ― признается Ева. Когда друзья предложили выпускать вещи с ее комиксами, она долго сомневалась. Но все-таки поняла, что это лучший вариант: никто не говорит, что и когда ей делать.
В начале приходилось активно заниматься рекламой и пересылкой товаров, но постепенно ведение ШКЯ Ларька переходит помощникам, чтобы время художницы освобождалось для новых комиксов.
«В некоторых городах до сих пор нет ни шуток, ни кайфа»
На вопрос «Хотела бы из Академгородка перебраться в более крупный город?» художница отвечает отрицательно. Родом из Латвии, полдетства она жила в Калининграде, вторую половину ― в Новосибирске, и уже около 10 лет обитает в Академгородке. И судя по тому, что любимое дело полностью ее обеспечивает, обитает весьма успешно.
«Это совсем не то же самое, что Новосибирск. Тут очень хорошо, лес вокруг, студенты, ученые. Если и решу переезжать, то уж точно не в большие города, а, наоборот, в горы, на Алтай куда-нибудь»