Перекресток наук: нейромаркетолог
Что такое нейромаркетинг и кому он нужен, узнали у Светланы Ершовой ― кандидата психологических наук, руководителя отдела маркетинга и рекламы Восточно-Европейского института психоанализа.
Нейромаркетинг сейчас ― это достижения психологии на службе экономики, маркетинга. В традиционном маркетинговом исследовании специалист получает информацию о желаниях потребителей на основании их субъективных вербальных ответов. Нравится ли продукт, к чему респондент больше склоняется, какие эмоции у него вызывает, например, упаковка. В нейромаркетологической лаборатории мы можем собрать объективные данные о физиологических реакциях человека с помощью исследований со специальными приборами — электроэнцефалографии, томографии, исследования КГР (кожно-гальванической реакции).
Большая компания, которая много производит и стремится победить в конкурентной борьбе, может себе позволить лабораторию для исследований, закупить оборудование и проводить периодически фокус-группы. Можно узнать, в какой момент произошла активация определенной мозговой структуры, сопоставить физиологические реакции с эмоциями и тогда дать рекомендацию, вызывает ли этот товар желание купить его. Сейчас это направление практической деятельности находится в зачаточном состоянии, но корпорации типа Сбербанка имеют такие лаборатории у себя в штате. Они проводят исследования, ищут «кнопку», которую нужно нажать, чтобы влюбить человека в свой товар.
На современном этапе развития наук укрепляются междисциплинарные связи. Знания из различных научных областей дают возможность развивать профессиональную компетентность, которая определяет меня как специалиста. Я нейропсихолог, который понимает в маркетинге и имеет в нем опыт.
Не думаю, что можно получить профессию нейромаркетолога, обучаясь в институте. Нужно много знать в областях маркетинга, экономики, нейронаук, психологии, а также практиковаться там, где необходимо учитывать психологический компонент продвижения товара. И тогда твоя профессиональная область будет называться нейромаркетингом.
Наконец-то нет границ. Точнее, они есть, но становятся гибкими. Мы можем выходить за пределы своей науки. Экономист Ричард Талер и психолог Даниель Канеман — лауреаты Нобелевской премии по экономике 2017 (Талер) и 2002 (Канеман) годов — встретились на конференции, узнали об исследованиях друг друга, заинтересовались и подружились. В итоге такого общения были спланированы эксперименты и появились известные теперь уже всем результаты в области поведенческой экономики. Это пример появления новой прикладной междисциплинарной науки — когда исследователи идут друг другу навстречу. Так создаются новые знания и профессии.
Просто продажа чего-то ради продаж неинтересна, а когда делаешь доброе дело современными средствами и получаешь за него деньги, тогда это профессиональное счастье. Нейромаркетолог может стать изобретателем приборов и нейроисследовательского оборудования, если есть развитое аналитическое мышление и знание технических алгоритмов.
Материал опубликован в журнале NewTone