Обложка статьи

День рождения Молодежного театра на Фонтанке

Если в непогожий день вы встретили веселого крокодила, то у него день рождения. А если в непогожий день вы встретили радостных театралов, то день рождения скорей всего у Молодежного театра на Фонтанке. В такой день можно все — написать письмо ангелу, попасть под сцену и даже увидеть снег в Петербурге.

Почтовый ящик ангела

Встреча, посвященная сорокалетнему юбилею Молодежного театра, начинается в Измайловском саду у скульптуры Романа Шустрого «Петербургский ангел». Театр решил не ждать подарков, а сам сделать подарок городу — с этого дня рядом со скульптурой появится почтовый ящик для связи со зрителями. «Мы надеемся, что первые письма будут поздравлениями нашему театру и пожеланиями к сорокалетию. Лучшие тексты мы опубликуем на странице театра “ВКонтакте” и в телеграм-канале петербургского ангела @petersburg_angel», — рассказывает директор Молодежного театра Ольга Романецкая. 

Малая сцена

Нас приглашают пройти к невысокому старому зданию, увитому плющом. «Это малая сцена театра на Фонтанке, — поясняет редактор литературной части Яна Митяева. — Более века назад в Измайловском саду располагался другой театр — театр “Буфф”, а в шестидесятые внутри здания был каток. В 1979 году помещение было передано режиссеру Владимиру Малыщицкому. Сами артисты переделывали каток в театр — вооружились молотками, отбивали кафель со стен. Официальная дата открытия театра 18 января 1980 года. В тот день первые зрители театра увидели постановку “Сто братьев Бестужевых”».

Мы входим в фойе и останавливаемся у черно-белого макета спектакля «Нас обвенчает прилив», премьеры прошлого сезона. Яна Митяева обращает наше внимание на афишу висящую за ее спиной. Это афиша одного из первых спектаклей нынешнего режиссера театра Семена Яковлевича Спивака «Танго» с автографами режиссера и актеров. 

Проходим в зал и посредине длинной, плоской сцены я вижу монтировщика, который собирает деревянные декорации к спектаклю Театра Дождей. Замечаю, что помещение необычное — здесь нет никакой границы между зрительскими местами и сценой. Мы проходим дальше, чтобы не мешать работе монтировщика, и по длинным узким коридорам, предназначенным для сотрудников театра, направляемся дальше.

Большая сцена

Здание второй сцены, открывшейся в 2010 году, находится тоже в Измайловском саду. В большом зале под самым потолком размещен металлический каркас. «Шуховские фермы — конструкции, оставшиеся здесь от театра “Буфф”, — объект культурного наследия», — поясняет Яна Митяева. Следуя за ней, мы проходим по лабиринту коридоров и лестниц, и попадаем под сцену, где нас встречает инженер по сценическому оборудованию  Николай Голиков: «Место, где мы находимся, называется нижней сценой или, в театральном обиходе, трюмом. Здесь расположены нижние механизации. В нашем театре они представлены такими механизмами, как люки-провалы — подъемно-опускные  площадки закрытого типа».  Я разглядываю два прозрачных пластиковых сооружения, напоминающие лифты. «Площадка всегда находится в верхнем положении на планшете сцены, и только по команде помощника режиссера площадка либо опускается вместе с артистом или с элементом декорации вниз, а после поднимается наверх, либо, наоборот, площадка опускается вниз, заряжается артист или элемент декорации, и поднимается вверх», — продолжает Николай Голиков. Именно благодаря этому механизму актер может незаметно исчезнуть со сцены. Здесь же в трюме происходит выполнение некоторых спецэффектов. Напоследок нам показывают, в каких условиях ведется работа во время спектакля. Николай Голиков нажимает на выключатель, и помещение озаряется таинственным синим светом. «Этот свет называется дежурный. Когда площадка опускается вниз, то в сцене образуется проем. Чтобы яркий свет не испортил впечатление от внезапного исчезновения артиста, сотрудники на нижней сцене работают при таком освещении».

Живая сцена

Мы поднимаемся наверх и, пройдя по сцене, возвращаемся в зрительный зал. Перед нами — настоящий песчаный пляж с купальнями для переодевания, железными скамейками и деревянным помостом. Посредине сцены — дверной проем, а сверху свисают белые раскрытые зонты. Это декорации к спектаклю «Звериные истории». «Автор сценографии к этому спектаклю — Николай Слободяник — однажды назвал день монтировки “днем торжественным и печальным”, — рассказывает Яна Митяева.  — Во время установки декораций всегда что-то кажется больше, что-то меньше, а какие-то детали и вовсе убираются». 

По незримой для нас команде белые зонты начинают опускаться и подниматься снова, сверху включается подсветка, и, о чудо, начинает идти снег. Через минуту погода на сцене меняется, откуда-то снизу валят густые клубы тумана, и скоро я уже не могу разглядеть ни песка, ни скамеек, ни помост. Гремит гром, и на белой ткани зонтов вспыхивают молнии. 

Особенный театр

Заканчивается экскурсия в фойе, где нас встречает заместитель художественного руководителя театра Наталья Бржозовская. Она рассказывает, что, по ее мнению, делает театр на Фонтанке уникальным: во-первых, это театр единомышленников, людей с общими взглядами и стремлениями, духовными и художественными. Во-вторых, особую роль для театра играет диалог со зрителем. В-третьих, литература. Сегодня в театре идут спектакли по произведениям Чехова, Достоевского, Толстого, Островского, Шекспира, Мольера, Шукшина, Арбузова. «Эти три начала характеризовали наш театр все четыре десятилетия», — отмечает Наталья Бржозовская. 

Автор фото: Алексей Смагин/ИНТЕРПРЕСС

24 января 2020

Еще почитать по теме

Обложка статьи
В Москве открылся первый голографический театр
В Москве появился первый в стране голографический театр VRTIST, где играют не настоящие актеры, а их проекции. 
Обложка статьи
В Москве открылся первый голографический театр
В Москве появился первый в стране голографический театр VRTIST, где играют не настоящие актеры, а их проекции.