Время делать «прорыв»
Во времена онлайн-площадок и трансляций отношение к театру как к искусству старинному и таинственному со всеми его важными маленькими ритуалами — антрактом, буфетом, тремя звонками, постепенно меняется. Многие начинают воспринимать это как банальное клише, верхом которого становятся школьные произведения и кринолиновые платья на сцене. А хочется чего-то современного, настоящего. Неужели театр сегодня и правда застрял где-то там, в кювете современности?
Но театральный Петербург сегодня, напротив, живет и «куда-то движется», независимый театральный Петербург — процветает. В городе работает около 30 негосударственных драматических объединений — это, например, в шесть раз больше, чем в Казани. Они преимущественно молодые, потому что рассказывать новые интересные истории, перевоплощаться и создавать то, чего еще нигде не было, — их цель. Молодость врезается в концепцию театра как храма искусства, противопоставляется заветам и традициям и вносит свои изменения.
Сложно назвать область, в которую современность еще не вторглась, даже в театр: и инклюзивность, и интерактивность, и онлайн-формат в пандемию. Все появляется стремительно, времени на критику мало. Промежуточным итогом стала 12-я театральная премия «Прорыв», прошедшая на Новой сцене Александринского театра. Она соединила в себе два театральных сезона — 2019 и 2020.
Это был спектакль, это был концерт, это была премия: все смешалось, превратилось в воспоминание, в тоску по молодости тех, кто свой «прорыв» уже совершил. Выступали лауреаты прошлых лет. Кто-то с юмористическими речами и попыткой продать свой «Прорыв», кто-то с необычным перформансом — краской, пакетами и блестками, кто-то — с декламациями произведений, даже на родном белорусском. С большой любовью, скрывающейся под тонким слоем иронии. Казалось, что у актеров на сцене нет четкого плана, а есть только настоящее — они выходят выговориться, выступить тогда, когда сочтут нужным. Наверное, так придумали специально, чтобы зрители — как это немодно уже говорить сейчас — оставались «в моменте», чтобы осознали, что театр можно создать в эту самую секунду из импровизации и отсутствия стеснения. Затем каждый номинант этого сезона представлял видеозарисовку, в которой размышлял о сегодняшнем театре. Говорили о тревогах и мечтах, настоящем и будущем.
«Я стою на сцене. И что я должен сказать людям? Любите!» — звучало в зарисовке Евгения Шумейко, актера театра «Мастерская».
Для участников это был личный «Прорыв» в профессии. Для гостей в зале — «Прорыв» честности, самоироничный и добрый, с чудесными отсылками к прошлому, интегрированными в церемонию.
Назначение премии не только в поощрении молодых (до 35 лет) театральных деятелей, но и в поиске экспериментальных и новаторских работ, влияющих на театральный процесс. А уникальность именно этой церемонии была еще и в том, что среди «прорывных» спектаклей оказались премьеры на стыке разных видов театра: драматического, музыкального и кукольного.
- Лучший режиссер — Руслан Кацагаджиев, «HOMO OMON. Эхо будущего» (независимый проект)
- Лучший менеджер — Дмитрий Крестьянкин и Леон Словицкий, создание и развитие «Плохого театра»
- Лучший актер — Григорий Чабан, «Пиковая дама. Игра», реж. Евгения Сафонова, театр им. Ленсовета
- Лучшая актриса — Анна Арефьева, «Сирано Де Бержерак», реж. Александр Баргман, театр «Мастерская«
- Лучший художник — Наталия Бурнос, «Бабочка», реж. Альфия Абдулина, театр кукол «Бродячая собачка»
- Лучший актер второго плана — Роман Кочержевский, «Пиковая дама. Игра», реж. Евгения Сафонова, театр им. Ленсовета