Обложка статьи

Как оживают кабели?

«Есть зарядка?» — каждый день слышим от друзей. Приходим домой или в кафе, берем провод и соединяем с розеткой. Наша жизнь окружена километрами кабелей, без которых зарядить устройство было бы невозможно. Как появляются на свет изолированные провода, рассказали на заводе «Севкабель».

Умное производство

Подходим к серому зданию с кирпичной пристройкой, расположенному на Кожевенной линии. Позади него виднеются три трубы с десятиэтажный дом — это четыре цеха для изготовления кабелей и научно-исследовательский институт (НИИ «Севкабель»). Охрана проверяет наши паспорта, нам выдают сигнальные оранжевые жилеты. Проходим во внутренний двор завода, поднимаемся по старым ступеням на четвертый этаж.

Экскурсия начинается с информационного отдела. Елена Миневич, директор по IT-технологиям, задача которой выбрать, внедрить и сопровождать современный бизнес-процесс, объясняет, как работает предприятие: «До 2017 года сменные задания рабочим выдавали на бумаге, в Word и Excel. Сегодня проект «Умный цех» позволяет отслеживать потребности производства с помощью одной программы».

«Умный цех» помог предприятию сэкономить 3,8 % денежных расходов при производстве одной из марок кабеля

Следить за этапами производства помогает программа MES(Manufacturing Execution System). Производственное задание отправляется оператору на мобильное устройство. На смене рабочий сканирует персональную карточку с QR-кодом. Как только он попал в программу, фиксируется имя и время. Человек видит, что ему необходимо выполнить за день. Барабан с кабелем (полуфабрикат) он также ищет по QR-коду. За каждым действием могут наблюдать управляющие, директора, мастера. «“Умный цех” уменьшил количество бумаг, амбарных книг и ускорил работу примерно в 10 раз. Приблизительно 70 % кабелей производится в рамках этой системы», — рассказал Юрий Корзун, руководитель проекта.

Тяни-крути

Информационный отдел пройден, передвигаемся в рабочую зону. Завод включает в себя цеха по изготовлению кабелей судовых, силовых, геофизических и для гражданского строительства. Юрий открывает перед нами тяжелую дверь. Мы видим, как на начальном этапе обрабатывают медную катанку, из нее изготавливают проволоку, которая впоследствии станет токопроводящей жилой. Прежде чем попасть на следующую линию, полуфабрикат проверется специалистами ОТК (отдела технического контроля). Сперва образец проволоки замеряют с помощью микрометра, чтобы удостовериться, что она соответствует ГОСТу. Затем проверяют физические свойства: например, твердость проволоки после волочения. Ее устанавливают в разрывную машину, которая растягивает проволоку до разрыва. Компьютер фиксирует время сопротивления разрыва, относительное удлинение. На приборе «КИС» измеряют удельное объемное сопротивление — одну из важнейших характеристик при проверке токопроводящих жил. ОТК анализирует полученные данные: если они не соответствуют нормативам, проволоку отправляют в брак.

Испытание проходит успешно — теперь проволоку скрутят в токопроводящую жилу, затем на будущий кабель наложат изоляцию. Для этого его пропустят через экструдер — машину для непрерывной переработки полимерного сырья. Устройство можно сравнить с огромной мясорубкой: оно перемалывает расплавленную пластмассовую основу, вдавливает ее на кабельную жилу так, чтобы она была полностью покрыта защитным слоем и внутри не оставалось воздушного пространства. Экструзия производится при температуре до 200 °С. Чтобы ее снизить, кабель проходит многометровый охлаждающий бассейн. Затем изолированные жилы скручивают между собой и покрывают защитной оболочкой. Остается вновь пройти проверку на соответствия требованиям ГОСТа. Кабель готов!

Работники «Севкабеля» показывают нам небольшое помещение, удаленное от основного производства, где проходит испытание готовый продукт. Экспериментальная установка расположена в несгораемой металлической комнате, внутрь попасть нам не удается. Только после проверки кабель маркируется, упаковывается и поступает на склад.

Каждые выходные «Севкабель порт» посещают в среднем 20 000 человек

От завода — к катку

До 2017 года завод располагался с обеих сторон от дороги. Теперь на 20 % территории с выходом к Финскому заливу занимает «Севкабель Порт». Как вместо производственных цехов там оказались кафе, хипстеры и фестивали?

В 2014-м руководство завода решило оптимизировать логистику, перенеся все производство на одну площадку — таким образом освободилась часть заводских цехов. Краснокирпичным корпусам XIX века и двум зданиям советского периода требовалось новое применение. В 2017-м руководство решило создать на этой площадке культурное пространство. В том же году прошли первые мероприятия, а для свободного посещения «Севкабель Порт» открылся уже в 2018-м. Теперь зимой здесь функционирует каток с видом на залив, летом — водное сообщение с центром города, работают более 100 резидентов (магазины, студии, бары и многое другое), проходят выставки, фестивали, лекции, мастер-классы.

Путешествие по заводу заканчивается. Снова внутренний двор. Погода хмурится, и трубы кажутся зловещими под дождем. Сдаем жилеты и прощаемся с местом, без которого Олимпиада в Сочи не прошла бы, а магистраль «Сила Сибири» не начала бы существование, ну и, конечно же, толпы модников остались бы без фотокарточек.

15 февраля 2020

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Дополнительные органы внутри нас
В сентябре в Journal of Anatomy вышла статья австралийских ученых. В ней исследователи предполагают, что к концу XXI века у всех людей появится дополнительная предплечевая артерия. С точки зрения хирургии ее можно будет использовать для пересадки в другие части тела.
Обложка статьи
Дополнительные органы внутри нас
В сентябре в Journal of Anatomy вышла статья австралийских ученых. В ней исследователи предполагают, что к концу XXI века у всех людей появится дополнительная предплечевая артерия. С точки зрения хирургии ее можно будет использовать для пересадки в другие части тела.