Обложка статьи

Город, который помнит

В 1945 году открылся «Музей обороны Ленинграда». Сегодня, спустя 75 лет, музей, пережив закрытие, ремонт и обновление экспозиции, продолжает работать, используя накопленный опыт и современные технологии, чтобы рассказать об обороне и блокаде Ленинграда.

Начало осмотра

Я поднимаюсь на второй этаж по парадной лестнице и вхожу в зал с постоянной экспозицией. Первое, что вижу, — фрагмент балки Николаевского зала Эрмитажа, разорванной снарядом во время Великой Отечественной войны, а над ним — цитату Иосифа Абгаровича Орбели, директора Эрмитажа в военное время: «Я никогда не был артиллеристом. Но в Эрмитаж попало тридцать снарядов, а в расположенный рядом мост всего один, и я могу с уверенностью судить о том, куда целил фашизм». На стенах, на огромных экранах, демонстрируются фотографии и видеохроника блокадного Ленинграда. Вот укутанные дети с санками на площади Островского, а вот жители города убирают снег рядом с Медным всадником. Следующая витрина посвящена дневникам ленинградцев. До 1953 года (закрытия музея) здесь же находился дневник Тани Савичевой, теперь же он хранится в Музее истории Санкт-Петербурга.

Мое внимание привлекает необычный для музея объект — германский мотоцикл. Это трофей. Его захватил в неравном бою сержант Николай Исхомов. За участие в операции его наградили орденом Красной Звезды, а мотоцикл оставили в качестве подарка от командования. После окончания войны Николай Исхомов, вернувшись в родную деревню Очаковка, приспособил мотоцикл под сельскохозяйственные нужды. Потомки героя, узнав о возрождении Музея обороны и блокады Ленинграда, перегнали мотоцикл в город и передали музею. Экспонат прекрасно сохранился — он все еще «на ходу».

Выставка «Героическая оборона Ленинграда» проходила здесь еще в 1944 году, во время войны, а с 1946 года она была преобразована в Музей обороны Ленинграда. Но «Ленинградское дело» привело к полному уничтожению музея. В 1989 году он был возрожден, а в 2019-м после масштабного ремонта и научной реставрации открылась новая экспозиция. Раньше музей размещался в нескольких зданиях, сейчас постоянная экспозиция занимает один зал, остальное пространство еще в 1950-е было передано военным учреждениям. Сейчас идут переговоры о возвращении всех исторических помещений музею.

Дорога в прошлое

Я иду дальше и ступаю на стеклянный пол. Под ногами лежат снаряды, каски, патроны, колеса, винтовки. Именно это видят исследователи, проводящие раскопки на Невском пятачке. Все вещи — подлинные, даже землю специально перенесли сюда с мест ожесточенных боев под Ленинградом.

В витрине, посвященной первым дням войны, лежат два выпуска газеты «Ленинградская правда», обе датированы 22 июня 1941 года, но первая сверстана до объявления о войне, поэтому в ней нет никаких упоминаний о нападении Германии, а во втором номере опубликован текст выступления Молотова. Здесь же билет на футбольный матч, который должен был состояться 22 июня, и фотография, сделанная в день объявления войны: маленькая девочка в платьице, улыбаясь, смотрит на цветы. Я поднимаю голову, чтобы разглядеть военную униформу тех лет: в светлой раме форма советских войск, в черной — противника. Напротив них — стенды с сиренами, предназначенными для подачи сигнала о воздушной атаке; зажигательными бомбами, которые жители блокадного города хватали щипцами и тушили в воде или песке; противогазами. При взгляде на следующую витрину сердце болезненно сжимается — здесь расположены фотографии детей блокадного Ленинграда, страдающих дистрофией. Этот стенд посвящен медицине в блокадном городе. Далее лежит рубашка хирурга Антона Васильевича Бондарчука, иссеченная осколками бомб. Он был ранен, но уже через месяц вернулся к работе.

Отдельная витрина посвящена Дороге жизни. «Каждые два рейса обеспечивают 10500 ленинградских жителей. Борись за два рейса», — читаю лозунг на листовке.

Живые истории

Направляюсь к части экспозиции «Блокадный город», посвященной повседневной жизни Ленинграда. Подхожу к небольшому огороженному пространству и вижу маленькую фигуру. На меня из-под прилавка бездонными глазами смотрит закутанная девочка, а на нем — весы и карточки. Эта часть экспозиции посвящена страшному голоду блокадного города.

Следующее пространство показывает быт военного времени. За занавешенным окном тревожно гудят сирены, а я разглядываю афишу концерта «Ленинградской» симфонии Шостаковича, которую исполняли в блокадном городе. Дальше стоят снаряды, изготовленные в Ленинграде, — город не просто выживал, но и работал на нужды фронта. Последнее пространство представляет собой бомбоубежище — на голых стенах висят полочки с игрушками для детей и портрет Пушкина.

Будущее музея

В небольшом помещении установлены стилизованные под кульманы экраны. Это медиатека, я листаю страницы на экране, рассматривая документы и фотографии. Один из разделов, пока еще не завершенный, называется «Говорит Ленинград». В нем будут собраны интервью с ветеранами и жителями блокадного города. «Мы бы хотели превратить музей в научный центр. Изучение исторических документов позволит избежать фальсификации истории», — рассказывает директор музея Елена Витальевна Лезик.

Для работы музея планируется привлекать не только людей, имеющих историческое образование, но и программистов, дизайнеров, актеров, художников — всех, у кого есть идеи и желание их реализовать. В стенах музея уже проходил спектакль «Рождены в Ленинграде» по пьесе Ольги Берг­гольц, в ходе которого актеры использовали технические возможности музея — например, когда действие разворачивалось блокадной зимой, на проекциях в огромных окнах показывали густой снегопад.

Музей активно работает не только в России, но и за рубежом — недавно прошла выставка в Гамбурге, после которой посетителям предложили нарисовать то, что им больше всего запомнилось. «Сейчас мы ждем результаты, и если материала будет достаточно, то откроем отдельную выставку», — говорит Елена Витальевна. Напоследок директор делится планами — помимо выставок к 9 мая в павильоне в Московском парке Победы откроется экспозиция, рассказывающая о том, как после зимы 1941–1942 года ленинградцы восстанавливали город и готовились к следующей зиме.

19 апреля 2020

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Моя твоя не понимать
Как мы поймем язык пришельцев, если они прилетят на нашу планету? Рассказывает лингвист Александр Пиперски
Обложка статьи
Моя твоя не понимать
Как мы поймем язык пришельцев, если они прилетят на нашу планету? Рассказывает лингвист Александр Пиперски