Обложка статьи

Зачем нам нужен игромастер?

Среди многообразия профессий будущего есть те, что кажутся чем-то из разряда фантастики, а есть простые и интуитивно понятные. Мы с детства знакомы с игрой и продолжаем играть, даже повзрослев. Значит ли это, что в постиндустриальном мире не обойтись без игромастера? Мы пообщались с тремя представителями этой профессии будущего о том, насколько обосновано выделение в отдельную профессию, что общего у игромастера и переводчика и почему игра — это метаязык будущего.

Игромастер – специалист по разработке и организации обучающих игр (деловых, исторических, фантастических и пр.), сопровождению игр с использованием симуляторов (Атлас новых профессий).

Как игры покоряют мир

Что позволяет захватить и удерживать внимание человека? Длинные сложные сценарии, за которыми интересно наблюдать. В этом секрет успеха HBO и Netflix: они создают контент, в котором применяются игровые механики и сюжеты, привлекающие людей. Следующий шаг — переход зрителя из наблюдателей в участники процесса, который происходит «по ту сторону экрана». Эта тенденция уже прослеживается в некоторых эпизодах сериала «Черное зеркало». В 2010 году в США состоялась конференция профессиональных разработчиков игр, на которой был предсказан взрывной рост этого рынка. Так и произошло: с 2011 года увеличение в мире составляет 19–20% в год, в России — 13–15%. Ни один другой рынок не растет сегодня так быстро. Речь, конечно, не только о компьютерных играх, но и об игрофикации (она же геймификация) в сфере бизнеса, образования, политики.

Универсальный язык будущего

Алексей Ильин, игромастер и руководитель образовательных программ по игротехнике, убежден, что через 10-15 лет самой дорогой и востребованной профессией в мире будет игромастер. Уже сейчас игры используют в самых разных сферах.

 «В последнее время мы работали над игровым проектом для компании-подрядчика, которая занималась строительством одного из петербургских небоскребов. У них было множество строителей из разных стран — России, Узбекистана, Турции, — и все они говорили на разных языках. В этой мультиязычной среде сложно донести до всех рабочих, как важно соблюдать правила безопасности на строительной площадке. Мы предложили такое решение: разработали дизайн обычных игральных карт, на которых “тузом” был рабочий в полной защитной экипировке, а “шестеркой” — строитель без снаряжения. Поскольку в перерывах все играют в карты, то простая и понятная метафора позволила достичь поставленной задачи. В этом кроется огромный потенциал развития игротехники как сферы деятельности. Я убежден, что игра — это метаязык, универсальный инструмент общения будущего. Так, дети, говорящие на разных языках, никогда не испытывают проблем с коммуникацией во время игры: они просто играют вместе. В этом смысле взрослым есть, что позаимствовать. Тогда мир после глобализации станет игровым миром». 

Споры о профессии

Хотя эффективность игротехники как инструмента обучения очевидна, не совсем ясно, следует ли выделять ее в отдельную профессию. Учителя, политики, предприниматели и так используют игровые методики в своей работе. Зачем же тогда отдельный специалист? 

Алексей Ильин сравнивает игрофикацию с работой переводчика: бизнесмены из разных стран вполне могут общаться друг с другом на иностранном языке, однако, когда дело дойдет до подписания контракта, они оба непременно обратятся к переводчику. Так, учитель должен владеть навыками игропрактики. Но при этом его основная задача — сформировать у ребенка определенную картину мира, тогда как игромастер должен удержать внимание ребенка и гарантировать достижение результата. По большому счету игромастер выступает в роли технолога, а за учителем остается воспитательные и контролирующие функции. По его мнению, аналогичные процессы имеют место в игротехнике. 

Екатерина Шарова, вожатая и адаптер, с этим не согласна: она считает, что игромастер — это нечто среднее между педагогом, ведущим и актером. «Для эффективной работы важно уметь проводить игры, но, чтобы научиться этому, вовсе не обязательно осваивать отдельную профессию, — комментирует Екатерина. — При этом у нас, вожатых, есть девиз — играй в любой ситуации. Мы играем с детьми, чтобы познакомить и сплотить отряд, занять свободную минутку или избежать назревающего конфликта. Множество ситуаций можно разрешить игрой и педагог или вожатый должен уметь это делать сам. Не приглашать же для продумывания и организации каждой игры отдельного специалиста». 

Действующий игромастер Андрей Вибе согласен с этим мнением: «Допускаю, что эксперимент с профессиональным образованием мог бы оказаться удачным в лучшем случае в рамках колледжа. Все-таки в современных реалиях очень сложно зарабатывать игромастером, если не совмещать эту специальность с какой-то еще, например педагога, бизнес-тренера, разработчика».

БЛИЦ

Проведение игры — это всегда тщательно спланированное действие, или здесь есть место импровизации?

Екатерина: Хорошо, когда ты оценил все детали и риски, отрепетировал и полностью уверен в себе. Но все-таки настоящее мастерство — это когда ты готов изменить правила прямо по ходу игры.

Андрей: На мой взгляд, лучшая импровизация — подготовленная импровизация. Игромастер должен иметь в запасе несколько “трюков”, которые можно применять, ориентируясь на месте.

Что самое сложное в проведении игры?

Екатерина: Сделать правильные выводы в конце. В зависимости от цели — познакомить, выявить лидера, снять напряжение — надо привести игроков к конечному результату, и тут очень важно самому не увлечься процессом, особенно когда проводишь что-то любимое.

Андрей: Это сугубо индивидуально. У каждого игромастера есть сильные и слабые стороны, о которых он точно знает; но участники могут преподнести много сюрпризов, и к ним никогда нельзя быть готовым.

Верно ли, что каждый при желании может овладеть искусством проведения игры?

Екатерина: Провести небольшую игру может каждый. Но есть люди, которые обладают талантом проведения масштабных игр. Они погружают тебя в особую атмосферу. С такими людьми можно играть часами, не замечая, как бежит время.

Андрей: Думаю, игротехнике может обучиться любой, кто проявит желание, усидчивость и старательность. Некоторые люди осваивают это быстрее в силу своих способностей и талантов, а у некоторых это займет намного больше времени, однако ничего невозможного нет.

Что интереснее — играть или проводить игру?

Екатерина: Интереснее играть, так как хочется участвовать в процессе, а контролировать я уже устала.

Андрей: Определенно, играть. Но, даже когда ты проводишь игру, атмосфера не позволит тебе оставаться в стороне.

Присоединиться к игре

Уже сейчас можно попробовать себя в игротехнике. Во многих российских университетах есть специальные кафедры, а с этого года начинает работу Институт математического моделирования и игропрактики на базе Псковского государственного университета. Там можно будет обучаться по трем бакалаврским и одной магистерской программе. Однако, чтобы разрабатывать и проводить игры, вовсе не обязательно иметь профильное образование. Можно работать вожатым, как Екатерина. Или сделать игротехнику своим хобби, приносящим дополнительный доход, как это делает Андрей. У Алексея Ильина более амбициозная цель: они с командой стремятся вывести Россию на второе место в мире по объему рынка игр. «Цитируя Черчилля, я не могу предложить своим коллегам ничего, кроме крови, тяжелого труда, слез и пота, — шутит Алексей. — И все же я призываю всех, кому интересна игрофикация, присоединяться к этой сфере, чтобы игротехника из профессии будущего стала профессией настоящего. Ведь, как я люблю говорить, игра – это высший комплимент, ибо нет большей радости в жизни, чем играть».

1 июня 2020

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Будущее космонавтики: база из грибов и космические мусорщики
В спецвыпуске рубрики «Имени языка Эйнштейна» рассказываем, какие технологии помогут человечеству обустроить жизнь в космосе
Обложка статьи
Будущее космонавтики: база из грибов и космические мусорщики
В спецвыпуске рубрики «Имени языка Эйнштейна» рассказываем, какие технологии помогут человечеству обустроить жизнь в космосе