«Все началось с воркшопа»
Digital Humanities (DH) — это внедрение машинного обучения и использование IT-алгоритмов в гуманитарных проектах, что позволяет создавать интерактивные карты, оцифровывать и геймифицировать исторические и литературные источники. Такими исследованиями в Университете ИТМО занимается DH Center. Корреспондент «Мегабайта» пообщался с директором Центра, кандидатом культурологии, ординарным доцентом Антониной Пучковской и узнал, как проведение воркшопа привело к созданию междисциплинарного центра и почему DH в ИТМО уникален.
— Когда и как появилась идея создать DH Center?
— Идея возникла четыре года назад, когда я задумалась, как применить свое гуманитарное образование в ИТМО. Наткнулась на заинтриговавшую меня статью про Digital Humanities. Подала заявку на проведение воркшопа «Как переделать свой гуманитарный курс в цифровой» на NYCDH Week. Само мероприятие направлено на знакомство участников друг с другом и миром DH. Так что я еще послушала чужие воркшопы, познакомилась с сообществом, а главное, встретила коллег, готовых делиться опытом.
Вернувшись воодушевленной, поговорила с Дарьей Константиновной Козловой [первый проректор Университета ИТМО — примеч. ред.], которая поддержала инициативу. Начали с заявки на первую волну междисциплинарных проектов с работой St. Retrospect. И выиграли.
— Что представляет собой проект St. Retrospect? Продолжаете ли вы работу над ним сейчас?
— Это такая карта, на которой много интерактивных локаций с ретроспективной информацией: что происходило в том или ином месте несколько лет назад, какие люди здесь жили, что они там делали.
Сейчас мы развиваем наши базы данных, начали работать с культурными институциями, в том числе с локальными музеями и библиотеками Петербурга.
Как часто бывает с DH-проектами, тебе кажется, что работа уже закончена, но находится что-то, что хочется добавить или поправить.
— Как вы думаете, удастся ли когда-нибудь закончить такой масштабный проект?
— Нет, это утопия. Но мне кажется, что оно того стоит, потому что самое интересное здесь — это процесс: сбор информации, доработка архитектуры базы данных и итеративный подход. Самое замечательное в том, что сама платформа становится вдохновением для множества других DH-проектов. Например, с Библиотекой Гоголя мы планируем создать карту памятных мест Петербурга, связанных с жизнью Николая Васильевича.
Мне кажется, было бы прекрасно создать открытую образовательно-просветительскую платформу с понятным и дружелюбным интерфейсом, которая представляла бы собой единую базу краеведческих данных. Это бы позволило не только объединить все культурные и академические институции Петербурга, но и сделало бы доступным огромный массив информации для исследователей, студентов и широкой публики.
— Где можно использовать такие карты?
— Наша карта позволяет вносить данные в режиме реального времени, отображать их. Ее можно использовать для научно-исследовательских работ, экспозиций и образовательных проектов.
Недавно наша команда выиграла грант на разработку мобильного приложения с элементами геймификации. Сделано оно будет как раз на основе карты: ты гуляешь по городу, выполняешь квесты и получаешь за них награды.
Краеугольный камень в нашей работе — коммуникация между исследовательскими группами и коллегами, ведь в рамках интердисциплинарности DH мы сталкиваем «физиков и лириков». И продуктивность измеряется тем, насколько быстро они найдут общий язык.
— Чем отличается Digital Humanities в ИТМО?
— Традиционно DH начинался с библиотек. Библиотекари первыми столкнулись с тем, что нужно оцифровывать источники и затем каталогизировать их. Для этого им понадобились технические специалисты. Позже появилась возможность использовать такие объемы данных для различных проектов.
Мы же отталкивались от того, что Университет ИТМО силен в программировании и web-разработке. К тому же он находится в городе, который обладает богатым культурным наследием. В связи с этим возникла коллаборация между нами и культурными институциями Петербурга, которые с радостью предоставляют контент для текущих и будущих DH-проектов. Вот как университет у нас неклассический, так и путь наш в DH тоже.
— Насколько зарубежный опыт отличается от отечественного?
— За рубежом DH появился намного раньше, чем у нас. За время его становления с 1950-х годов наши коллеги организовали научные журналы, инициировали крупные конференции, разработали открытое и бесплатное ПО для работы с текстами, изображениями и прочим — понятное и доступное для гуманитариев, не имеющих опыта программирования.
Российские коллеги из Высшей школы экономики в Москве и Перми, Томского университета и мы в ИТМО активно пользуемся разработками западных коллег и занимаемся собственными. Например, в рамках проекта St. Retrospect мы столкнулись с необходимостью проанализировать тексты на русском языке со старой орфографией при помощи машинного обучения. У дореволюционного языка своя специфика, поэтому мы дорабатывали уже существующие алгоритмы. Так мы вносим собственный вклад в развитие DH -сообщества.
— У вас есть магистерская программа Data, Culture and Visualization. Кто чаще приходит: гуманитарии или технари? Кому вы отдаете предпочтение?
— Мы изначально задумывали программу как интердисциплинарную, поэтому в качестве студентов ждем ребят с совершенно разным опытом, но общей мотивацией и интересом к области DH. В первом наборе среди студентов оказались и историки, и физики, и музееведы, и айтишники.
В этом году конкурс на место оказался выше [вместо одного человека почти два — примеч. ред.], поэтому приемная комиссия обращала внимание не только на мотивацию абитуриентов, но и на предшествующий опыт в DH или наличие готовой идеи для реализации в рамках магистратуры. По результатам вступительных испытаний в этот раз мы набрали больше гуманитариев, что, на мой взгляд, может быть хорошей тенденцией для ИТМО в целом.