Мы ищем разносторонних людей
Умение работать в команде, тайм-менеджмент, управление эмоциями ― все это уже перечислено во многих описаниях вакансий. Мы пообщались с соавтором курсов Soft Skills Университета ИТМО Юлией Романенко, которая рассказала, кому особо важно развивать в себе «мягкие» навыки, как составляли курсы для студентов и почему иногда вместо обычных преподавателей теперь требуются бизнес-тренеры.
— Когда вы начали осваивать soft skills?
— Это было во время работы в «Ленте», особо важно это стало, когда я начала занимать руководящие посты. Умение планировать, расставлять приоритеты, выстраивать партнерские отношения ― все эти навыки необходимы, просто хорошего знания своего дела уже недостаточно.
— Почему важно, чтобы soft skills были в университете?
— Эти навыки способствуют гармоничному развитию личности. Конечно, было бы хорошо, если бы азам учили еще в школе, например пониманию своих эмоций.
— Как вы стали интересоваться темой эмоционального интеллекта?
— До ИТМО я более десяти лет работала в сфере бизнеса, и лет шесть назад заинтересовалась эмоциональным интеллектом. На прошлом месте работы нередко проводили тренинги на эту тему и мое взаимодействие с сотрудниками выстраивалось на принципах эмоционального интеллекта, таких как эмпатия. Когда я пришла в ИТМО, мне было интересно давать студентам не только теоретические знания, но и практические навыки. Эмоциональный интеллект — моя любимая тема, потому что это именно то, что дает большие результаты в работе с точки зрения мотивации и выстраивания партнерских отношений. Эмоциональная компетентность позволяет нам быть гибкими, успешными в современном мире, где все нестабильно.
— Легко ли применять навыки на практике?
— Конечно же, непросто. У некоторых сотрудников и студентов присутствует скепсис относительно постулатов, к которым пришли ученые о мотивации и общении. Например, что критика неэффективна и что доминирование не лучшая стратегия в поведении. Методики, которые мы даем студентам, иногда очень отличаются от привычных моделей поведения в повседневной жизни.
— Как оценить эффективность курса?
— Особенность курсов Soft Skills заключается в том, что мы даем студентам большой багаж знаний, материалов, алгоритмов, которые они могут применить уже сейчас. Практических занятий в семестре, конечно, недостаточно для отработки всех методик. Поэтому успешность студентов зависит только от них самих. Ждать каких-то невероятных изменений за шесть–восемь занятий не стоит, если вы не продолжаете вводить новые навыки в привычку. Это всегда выход из зоны комфорта, надо делать что-то новое и непривычное, думать и анализировать, работать над собой.
— Почему именно такой набор дисциплин?
— Изначально программа рассчитывалась только для магистратуры. Часть курсов составлялась по примеру опыта западных вузов-партнеров. Курсы для бакалавриата отбирались на основе пожеланий самих студентов. Например, в прошлом году проходил курс по лидерству и командообразованию, но мы поняли, что часть про лидерство надо перенести для изучения на более поздние семестры.
— Как вы отбираете преподавателей?
— Мы не ищем классических преподавателей, мы ищем разносторонних людей, которые могли бы привнести в курс что-то из личного и профессионального опыта. Мы приглашаем бизнес-тренеров, которые знают, что требуется на рынке труда. У нас есть и психологи, и руководители подразделений крупных компаний. Все они работают по единой программе, но могут выбирать кейсы и материалы. Так, у нас есть студенты, которые уже работают, и для них мы выбираем сложные кейсы реальных компаний, например Гарвардской школы бизнеса.
— Бывают ли случаи, когда эмоциональный интеллект бессилен?
— Многие люди пытаются противопоставить ментальный интеллект эмоциональному. Это неправильно, они оба очень важны. Если ваши hard skills слабы, эмоциональный интеллект не поможет.
— Как включить интеллект, если эмоции берут вверх?
— Самое лучшее — сделать паузу, дистанцироваться от объекта раздражения и подышать.