Как экономика влияет на интимную и повседневную жизнь женщин?
Книга Кристен Годси «Почему у женщин при социализме секс лучше» набирает популярность среди не только американских читателей, но и постсоветского населения разных возрастов. «Мегабайт» пересказывает лекцию Годси «Капитализм под одеялом: сексуальная экономическая теория и коммодификация повседневной интимности», которая прошла в «Порядке слов» 17 октября.
Капитализм слежки или экономика эмоций
Пандемию психических заболеваний часто связывают с поздней стадией капитализма, которую сейчас можно наблюдать на Западе. Неолиберальные формы капитализма отчуждают наши эмоции, аффекты, чувства. И этот цикл отчуждения и одиночества обратно вливается в капитализм. Он создает проблему, которую сам решает лекарствами и характеризует как патологию, зарабатывая на этом. В 2018 году в газете The Guardian вышла статья о том, как Spotify понимает, когда вам грустно, и почему этого следует опасаться. Машины считывают эмоции, анализируя наше поведение в соцсетях, и тем самым помогают корпорациям зарабатывать на человеческих отношениях. В последнее время набирают популярность инфлюенсеры среди детей. Им специально создают профили в соцсетях, которые притягивают аудиторию возрастом и определенной картинкой. Цифровая экономика воспринимает все человеческие отношения как потенциальный способ продаж.
«Договоримся»
Ежегодно студенты США влезают в огромные долги, чтобы оплачивать счета за учебу. Речь идет о десятках тысяч долларов, поэтому многие студенты посещают сайт «Договоримся», где они могут стать так называемыми sugar baby для sugar daddy.
Sugar daddy ( с англ. «папик») — человек (чаще мужчина), который оплачивает учебу студента взамен на его время, эмоции, внимание.
Студенты заключают формальные договоренности о совместном проведении времени с sugar daddy, чтобы платить за квартиру или учебу. Статистика по университетам Лиги плюща показывает, что у каждого обучающегося есть знакомый, который когда-либо был sugar baby.
Теория сексуальной экономики
Эта теория опирается на стандартное базовое предположение об экономических рынках, а конкретно — на закон спроса и предложения. Спрос превышает предложение — цена повышается в пользу продавцов, в рамках рассматриваемой концепции — женщин. И напротив: когда предложение превышает спрос, цена становится низкой в пользу покупателей, то есть мужчин. Теория раскрывает механизм работы отношений: женщины обладают неким активом (сексом), они его продают на рынке по ценам, которые определяются законом спроса и предложения, а мужчины — основные покупатели. В обмен на секс женщины могут получить любовь, преданность, внимание, материальные услуги, продвижение по службе, а также деньги. На протяжении всей истории цивилизации стандартным обещанием было долгосрочное обязательство, которое мужчины предоставляли женщинам взамен на эксклюзивный доступ к сексуальности женщины.
Социализм VS капитализм VS секс
Проведя глобальный опрос, авторы теории обнаружили, что там, где у женщин больше экономических возможностей, помимо брака, (где они могут работать, получать образование, строить карьеру) — цена секса низка. А там, где женщинам отказано в доступе к ресурсам, цена секса — это брак.
При социализме женщины обладали экономической и сексуальной независимостью, брак, как и развод, был для них относительно простым делом и в финансовом, и в социальном плане. Количество браков и разводов статистически было намного выше, чем в странах с капиталистическим строем. Эти показатели отражали общее желание женщин вступать в брак по любви, а не из финансовых побуждений. Тот факт, что женщины были инициаторами большинства разводов, воспринимался как признак их эмансипации, тогда как на Западе экономические факторы заставляли женщин оставаться в браке, даже если он больше не приносил им радости.