Обложка статьи

Ремесло с итальянским акцентом

Вазы, кувшины, бокалы, елочные игрушки — и все это из стекла самых разных цветов: голубого, лилового, салатового, бордового, оранжевого. Изящные работы выполнены не только профессиональными мастерами, но и учениками стеклодувной мастерской в ЦПКиО им. С. М. Кирова. Именно здесь мы узнали, почему не надо «мучить» стекло, как так выходит, что изделие в процессе изготовления меняет цвет, и где учиться, чтобы стать стеклодувом.

Стекло не терпит, когда его «мучают»

«Идея создания мастерской при Музее художественного стекла вынашивалась руководством парка уже давно, — рассказывает Ирина Петрова, руководитель стеклодувной мастерской. — Задумка была в том, чтобы создать площадку, где посетители смогут не только любоваться готовыми изделиями, но и создавать их своими руками».

В двух минутах ходьбы от Музея стекла находится небольшое одноэтажное здание мастерской. В нем всего два помещения — холл с коллекцией созданных здесь изделий и собственно пространство мастерской. В ней мы и располагаемся, согреваясь жаром печей.

Эта мастерская была открыта в 2018 году. Создатели с гордостью отмечают, что подобных ей в стране нет. «Мало кто в России в целом и в Петербурге в частности занимается стеклом, — объясняет Ирина. — Стекольных заводов практически не осталось, а вот мастерские набирают обороты». Дело в том, что работать с художественным стеклом довольно дорого. В случае горячей обработки необходимые для производства печи могут позволить себе, как правило, только крупные предприятия. Печи, которые используют в мастерской, создали специально для нее мастера Академии Штиглица. Качественные расходные материалы тоже дорогие: в ЦПКиО стеклодувы используют американское стекло, поскольку оно мягче и пластичнее российского, а цветовая палитра у него значительно больше. «Мы имеем дело с очень сложным, живым материалом. И хотя стекло любит эксперименты и в работе может подсказать новые формы, оно не терпит, когда его “мучают”. Нужно хорошо понимать, что ты делаешь, и работать с материалом быстро». За качественную работу со стеклом отвечает Алексей Проскурин, мастер-выдувальщик с десятилетним опытом. Он проводит шоу и обучает ремеслу на мастер-классах.

Родиной стеклодувного ремесла считают остров Мурано в Италии. В России первый завод по производству стекла создали лишь в середине XVIII века в Гусь-Хрустальном, а в конце века производство наладили и в Санкт-Петербурге на Императорском заводе художественного стекла. В советское время успешно функционировал Ленинградский стекольный завод, однако он закрылся в конце 1990-х. На базе заводской коллекции, которую передали ЦПКиО, в 2010 году открылся Музей художественного стекла.


Чтобы добавить цвета изделию, заготовку плавят и «обваливают» ее в стеклянной крошке.

Профессия стеклодув

Помимо проведения занятий в мастерской, Алексей преподает стеклодувное ремесло в Академии Штиглица. Однако это лишь курс, который дают всем студентам для общего ознакомления с технологией; выучиться на профессионального мастера-­стеклодува в вузах Петербурга нельзя. Впрочем, Ирина Петрова отмечает, что, имея базовое художественное образование, освоить профессию все же можно. Существует множество мастер-классов и курсов при художественных вузах и даже заводах. Но чаще стеклодувное ремесло сегодня, как и сотни лет назад, передается из поколения в поколение.

Работа стеклодува в мастерской и на заводе сильно отличаются. В первом случае мастер сам придумывает и создает изделие. На заводе художник разрабатывает концепцию будущего предмета вместе с технологом, а мастер выдувает его по готовым эскизам. Тем не менее из-за особенностей стекла как материала задумка и окончательный результат могут сильно разниться. Форма предмета меняется на протяжении всего процесса, даже во время выдувания. С одной стороны, из-за этого возникают сложности на производстве, с другой — лишний раз напоминает, насколько требовательно стекло.

Наша основная функция — образовательная. Заказы мы не выполняем, продажами не занимаемся. Хотя, как видите, у нас уже довольно большой склад произведенной продукции. Может быть, мы придем к выполнению заказов чуть позже, когда наш курс немного изменится. Уже сейчас мы готовим несколько проектов, и один из них — лекторий, который мы планируем открыть прямо в этом помещении. Впрочем, пандемия не могла не сказаться на нашей работе. Сейчас мы не проводим мастер-классы, только шоу, на которых посетители наблюдают за работой стеклодува. Если прежде на такие шоу у нас всегда собирался полный зал — 30–35 человек, — то сейчас в соответствии с ограничениями мы не можем посадить больше 5. Год назад у нас была полностью забита запись уже со второго января. В этом году, увы, мы не сможем работать на новогодних праздниках.

Ирина Петрова, руководитель мастерской


Используя инструменты, будущему изделию придают аккуратную форму. Шар закругляют в течение 30-40 секунд с помощью катальника.

Выдуваем изделие

Под руководством Алексея я приступаю к созданию шара для новогодней елки. Для этого из первой печи, внутри которой при температуре около 1 200 °C плавится стекло, с помощью стеклодувной трубки мы достаем расплавленный материал и выдуваем будущее изделие. Чтобы шарик получился цветным, окунаем его в измельченную стеклянную крошку разных цветов — мы выбираем синий и желтый — и снова нагреваем.

Все это звучит достаточно просто, но на деле операции не так легки: приходится постоянно вращать трубку, чтобы рисунок получился ровным, и дуть изо всех сил. После повторного нагрева изделие выглядит совсем не так, как я предполагала: вместо сине-желтого передо мной предстает ярко-оранжевый шар. Алексей объясняет, что искажение цвета обусловлено нагревом стекла, и оно станет прежним, когда остынет.


Петельку шара выполняют из жидкого стекла. Его добавляют на верхнюю часть изделия, затем вытягивают и кусачками придают форму.

Раздув шар до нужных размеров, мы корректируем его форму с помощью катальника и отправляем во вторую печь остывать. Тут меня ждет главное разочарование: оказывается, изделие должно остывать в печи не менее 10–12 часов, поэтому мне было не суждено увидеть окончатальный результат трудов сразу. Готовое изделие можно получить только на следующий день после мастер-класса. Поэтому созданный мной елочный шар станет еще одним украшением стекольной коллекции мастерской.

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Дополнительные органы внутри нас
В сентябре в Journal of Anatomy вышла статья австралийских ученых. В ней исследователи предполагают, что к концу XXI века у всех людей появится дополнительная предплечевая артерия. С точки зрения хирургии ее можно будет использовать для пересадки в другие части тела.
Обложка статьи
Дополнительные органы внутри нас
В сентябре в Journal of Anatomy вышла статья австралийских ученых. В ней исследователи предполагают, что к концу XXI века у всех людей появится дополнительная предплечевая артерия. С точки зрения хирургии ее можно будет использовать для пересадки в другие части тела.