Обложка статьи

Плюс Ц Э. Интервью с Константином Правдиным

Константин Правдин — доцент факультета систем управления и робототехники и преподаватель математики. А еще он автор блога в инстаграме, спортсмен-тяжелоатлет и ведущий собственного ютуб-канала. Мы поговорили с Константином о том, чем он увлекался в детстве и почему решил стать математиком, как планирует развивать канал и возможно ли совмещать преподавание с научной работой.

— Почему вы решили стать математиком?

— В выпускных классах мы с одноклассниками общались со школьным психологом, ходили к ней в гости, пили чай и слушали о том, как интересно устроены люди. Помню, она говорила нам, что математическое образование — отличная основа для профессионального развития. С математикой у меня было хорошо, поэтому я прислушался к ее мнению, поднажал и поступил на кафедру высшей математики в ИТМО. Тогда вуз еще не был в топе, но давал хорошую подготовку. На нашей кафедре были преподаватели с матмеха СПбГУ — центра математической культуры Петербурга.

— Не думали поступать на матмех?

— Честно говоря, нет. Скорее всего, считал, что не потяну. Да и локация в Петергофе смущала, ведь я был довольно домашним ребенком, учившимся в школе на соседней улице. Кроме того, как мне кажется, я не математик «с большой буквы М», который любит упражняться в трудных задачах и находить математику во всем окружающем. До такого мне далеко. Я математик как человек с образованием, исследователь математических моделей в науке и преподаватель математических дисциплин.

— Было ли у вас в детстве хобби, которое могло перерасти в профессию?

— Да, я любил создавать анимации в программе для трехмерного моделирования 3ds Max. Как-то я взял песню любимой группы, придумал космическую историю и в течение полутора лет создавал сцена за сценой анимацию, накладывая ее на ритм музыки. В итоге получился четырехминутный ролик. Я очень гордился результатом. А в старших классах я посещал курсы по 3D-моделированию в ИТМО. На втором году обучения мы работали над созданием реалистичной модели человека. В итоге я снял полутораминутный ролик про девушку, которая взглянула в зеркало, заметила сильные изменения во внешности и не смогла принять их. Опять же, уровень очень любительский, но зато сам! В общем, если бы не мнение взрослых о том, что мультики не профессия, все могло бы сложиться иначе.

— Какой раздел математики или тема вызывали у вас наибольшие затруднения в студенческие годы?

— Думаю, это была линейная алгебра на первом курсе, когда начались полилинейные формы, морфизмы и операторы. Помню, на каждой лекции я старался вникать в новые определения и удерживать их в голове. Но обычно я выключался уже к середине и дальше просто старательно конспектировал. При этом материал начинал казаться огромным и неподъемным, каждое новое утверждение придавливало и внутри развивался страх: как такое можно понять? Зато дома после вдумчивого перечитывания конспекта написанное переставало казаться огромной каменной стеной и складывалось как в тетрисе, упаковывалось в небольшие абстрактные конструкции. Это понимание давало уверенность в себе.

Думаю, отчасти мои трудности были вызваны личным отношением к преподавателю. Как специалист он был очень подкован, но при этом у него была особая манера вести себя и разбавлять речь смешными присказками. Одногруппникам он нравился, а меня в его интонациях что-то триггерило. Мне казалось, что своими присказками он как будто издевается и не считает нас, студентов, за людей потому, что мы можем не понимать сложные вещи, которые для него просты и очевидны. В общем, сугубо личный эффект моего восприятия. Из-за этого я с напряжением ходил на его пары и каждый раз, когда терял нить лекции, переживал и боялся еще больше.

— Кем вы считаете себя в первую очередь — ученым или преподавателем?

— Я мечтал быть ученым, когда поступал в вуз. Тогда научные работники казались мне очень умными и благородными людьми из какой-то особой касты. Непосредственный опыт работы показал, что сейчас я больше преподаватель, чем ученый. Имея учебную нагрузку, очень сложно полноценно заниматься наукой, ведь требуется постоянно разрабатывать новые форматы занятий и методики оценивания. Это большой вызов, и я погружен в этот процесс. При этом не могу не замечать, что коллеги, которые занимаются в первую очередь научной деятельностью, зарабатывают намного больше. Конечно, я хотел бы тоже иметь хорошие финансовые перспективы, но почему-то не имею. Пожалуй, нужно принять, что система такая, и заниматься тем, что приносит доход. Впрочем, мне непонятно, кто захочет заниматься преподаванием ответственно и творчески, если этот труд оценивается невысоко.

— Каковы конкретные цели, к которым вы стремитесь как профессионал?

— Я стремлюсь к тому, чтобы студенту было понятно, и у него не возникало чувство вины, когда непонятно. В рабочих отношениях преподавателя и студента нет места обидам и злости. Случается, обучающиеся задают глупые вопросы и совершают глупые ошибки, но это мне они кажутся таковыми. Для самого студента это важный этап обучения, и моя задача — помочь прий­ти к пониманию и двигаться дальше. В действительности не всегда удается быть хладнокровным и рассудительным, но я стараюсь.

— Почему вы решили запустить свой ютуб-канал?

— Это вопрос о любимом! Во время весеннего карантина я решил реализовать давнюю идею о запуске канала с учебными материалами по высшей математике. Я назвал его «Плюс ЦЭ» в честь произвольной постоянной, которую пишут в ответ, когда берут неопределенный интеграл. Осенью, когда мы вернулись в оффлайн, я успевал выкладывать только записи онлайн-трансляций своих лекций. Тогда же у меня появилась идея предложить студентам выполнить доклады не в аудитории перед одногруппниками, как мы всегда это делали, а в формате заранее подготовленных видео. Результат получился отличный! День, когда мы с ребятами впервые смотрели подготовленные ими ролики, был настоящим праздником. Я видел, как они старались над содержанием, продумывали режиссуру и звуковое сопровождение, монтировали и накладывали спецэффекты. Получилось очень круто и интересно, значит, их действительно увлекла работа.

— Есть ли у вас планы по развитию канала?

— Я хочу записать видео­обзор учебников по математическому анализу, рассмотреть их различия и показать, что нужная информация в первую очередь собрана там. Думал о серии небольших интервью с преподавателями математики. И еще хотел бы с выражением прочитать несколько страниц Фихтенгольца под расслабляющую музыку на ночь, чтобы можно было слушать и засыпать. Правда, где взять время на это — не знаю.

— Что побудило вас активно заняться спортом?

— В детстве я спортом особо не занимался, соревнования не любил, потому что каждый раз очень волновался. Иногда кто-то говорил, что я слабак. Вдобавок одно время я неразумно придерживался вегетарианства (ведь нужно грамотно заменять продукты, от которых отказываешься) и было два периода, когда я специально питался один раз в день (тут без комментариев). В общем, я сильно похудел и при моем росте и отсутствии мышц выглядел совсем не очень. В какой-то момент я решил, что нужно что-то делать с этим и пошел в зал качаться, чтобы быть привлекательным. И не быть слабаком. Сейчас вроде стало лучше.

— Вы писали о том, что в юношестве сталкивались с синдромом отличника: «теперь я понимаю, что важнее было не стараться быть правильным, а не бояться быть разным, идти против и искать себя». Как думаете, удается ли это в последнее время — быть разным и искать себя?

— Весной прошлого года я начал занятия с психологом. Это помогает мне понимать свои желания, потребности и особенности. Я стал лучше видеть сценарии собственного поведения и триггеры для них. Наверно, я по-прежнему нерешителен и наивен, но друзья говорят, что я меняюсь. И это хорошо.

6 апреля 2021

Еще почитать по теме

Обложка статьи
«Я просто порисовывала картинки время от времени»
Читайте статью из новой рубрики «Неполный провал»
Обложка статьи
«Я просто порисовывала картинки время от времени»
Читайте статью из новой рубрики «Неполный провал»