Плюс Ц Э. Интервью с Константином Правдиным
Константин Правдин — доцент факультета систем управления и робототехники и преподаватель математики. А еще он автор блога в инстаграме, спортсмен-тяжелоатлет и ведущий собственного ютуб-канала. Мы поговорили с Константином о том, чем он увлекался в детстве и почему решил стать математиком, как планирует развивать канал и возможно ли совмещать преподавание с научной работой.
— Почему вы решили стать математиком?
— В выпускных классах мы с одноклассниками общались со школьным психологом, ходили к ней в гости, пили чай и слушали о том, как интересно устроены люди. Помню, она говорила нам, что математическое образование — отличная основа для профессионального развития. С математикой у меня было хорошо, поэтому я прислушался к ее мнению, поднажал и поступил на кафедру высшей математики в ИТМО. Тогда вуз еще не был в топе, но давал хорошую подготовку. На нашей кафедре были преподаватели с матмеха СПбГУ — центра математической культуры Петербурга.
— Не думали поступать на матмех?
— Честно говоря, нет. Скорее всего, считал, что не потяну. Да и локация в Петергофе смущала, ведь я был довольно домашним ребенком, учившимся в школе на соседней улице. Кроме того, как мне кажется, я не математик «с большой буквы М», который любит упражняться в трудных задачах и находить математику во всем окружающем. До такого мне далеко. Я математик как человек с образованием, исследователь математических моделей в науке и преподаватель математических дисциплин.
— Было ли у вас в детстве хобби, которое могло перерасти в профессию?
— Да, я любил создавать анимации в программе для трехмерного моделирования 3ds Max. Как-то я взял песню любимой группы, придумал космическую историю и в течение полутора лет создавал сцена за сценой анимацию, накладывая ее на ритм музыки. В итоге получился четырехминутный ролик. Я очень гордился результатом. А в старших классах я посещал курсы по 3D-моделированию в ИТМО. На втором году обучения мы работали над созданием реалистичной модели человека. В итоге я снял полутораминутный ролик про девушку, которая взглянула в зеркало, заметила сильные изменения во внешности и не смогла принять их. Опять же, уровень очень любительский, но зато сам! В общем, если бы не мнение взрослых о том, что мультики не профессия, все могло бы сложиться иначе.
— Какой раздел математики или тема вызывали у вас наибольшие затруднения в студенческие годы?
— Думаю, это была линейная алгебра на первом курсе, когда начались полилинейные формы, морфизмы и операторы. Помню, на каждой лекции я старался вникать в новые определения и удерживать их в голове. Но обычно я выключался уже к середине и дальше просто старательно конспектировал. При этом материал начинал казаться огромным и неподъемным, каждое новое утверждение придавливало и внутри развивался страх: как такое можно понять? Зато дома после вдумчивого перечитывания конспекта написанное переставало казаться огромной каменной стеной и складывалось как в тетрисе, упаковывалось в небольшие абстрактные конструкции. Это понимание давало уверенность в себе.
Думаю, отчасти мои трудности были вызваны личным отношением к преподавателю. Как специалист он был очень подкован, но при этом у него была особая манера вести себя и разбавлять речь смешными присказками. Одногруппникам он нравился, а меня в его интонациях что-то триггерило. Мне казалось, что своими присказками он как будто издевается и не считает нас, студентов, за людей потому, что мы можем не понимать сложные вещи, которые для него просты и очевидны. В общем, сугубо личный эффект моего восприятия. Из-за этого я с напряжением ходил на его пары и каждый раз, когда терял нить лекции, переживал и боялся еще больше.
— Кем вы считаете себя в первую очередь — ученым или преподавателем?
— Я мечтал быть ученым, когда поступал в вуз. Тогда научные работники казались мне очень умными и благородными людьми из какой-то особой касты. Непосредственный опыт работы показал, что сейчас я больше преподаватель, чем ученый. Имея учебную нагрузку, очень сложно полноценно заниматься наукой, ведь требуется постоянно разрабатывать новые форматы занятий и методики оценивания. Это большой вызов, и я погружен в этот процесс. При этом не могу не замечать, что коллеги, которые занимаются в первую очередь научной деятельностью, зарабатывают намного больше. Конечно, я хотел бы тоже иметь хорошие финансовые перспективы, но почему-то не имею. Пожалуй, нужно принять, что система такая, и заниматься тем, что приносит доход. Впрочем, мне непонятно, кто захочет заниматься преподаванием ответственно и творчески, если этот труд оценивается невысоко.
— Каковы конкретные цели, к которым вы стремитесь как профессионал?
— Я стремлюсь к тому, чтобы студенту было понятно, и у него не возникало чувство вины, когда непонятно. В рабочих отношениях преподавателя и студента нет места обидам и злости. Случается, обучающиеся задают глупые вопросы и совершают глупые ошибки, но это мне они кажутся таковыми. Для самого студента это важный этап обучения, и моя задача — помочь прийти к пониманию и двигаться дальше. В действительности не всегда удается быть хладнокровным и рассудительным, но я стараюсь.
— Почему вы решили запустить свой ютуб-канал?
— Это вопрос о любимом! Во время весеннего карантина я решил реализовать давнюю идею о запуске канала с учебными материалами по высшей математике. Я назвал его «Плюс ЦЭ» в честь произвольной постоянной, которую пишут в ответ, когда берут неопределенный интеграл. Осенью, когда мы вернулись в оффлайн, я успевал выкладывать только записи онлайн-трансляций своих лекций. Тогда же у меня появилась идея предложить студентам выполнить доклады не в аудитории перед одногруппниками, как мы всегда это делали, а в формате заранее подготовленных видео. Результат получился отличный! День, когда мы с ребятами впервые смотрели подготовленные ими ролики, был настоящим праздником. Я видел, как они старались над содержанием, продумывали режиссуру и звуковое сопровождение, монтировали и накладывали спецэффекты. Получилось очень круто и интересно, значит, их действительно увлекла работа.
— Есть ли у вас планы по развитию канала?
— Я хочу записать видеообзор учебников по математическому анализу, рассмотреть их различия и показать, что нужная информация в первую очередь собрана там. Думал о серии небольших интервью с преподавателями математики. И еще хотел бы с выражением прочитать несколько страниц Фихтенгольца под расслабляющую музыку на ночь, чтобы можно было слушать и засыпать. Правда, где взять время на это — не знаю.
— Что побудило вас активно заняться спортом?
— В детстве я спортом особо не занимался, соревнования не любил, потому что каждый раз очень волновался. Иногда кто-то говорил, что я слабак. Вдобавок одно время я неразумно придерживался вегетарианства (ведь нужно грамотно заменять продукты, от которых отказываешься) и было два периода, когда я специально питался один раз в день (тут без комментариев). В общем, я сильно похудел и при моем росте и отсутствии мышц выглядел совсем не очень. В какой-то момент я решил, что нужно что-то делать с этим и пошел в зал качаться, чтобы быть привлекательным. И не быть слабаком. Сейчас вроде стало лучше.
— Вы писали о том, что в юношестве сталкивались с синдромом отличника: «теперь я понимаю, что важнее было не стараться быть правильным, а не бояться быть разным, идти против и искать себя». Как думаете, удается ли это в последнее время — быть разным и искать себя?
— Весной прошлого года я начал занятия с психологом. Это помогает мне понимать свои желания, потребности и особенности. Я стал лучше видеть сценарии собственного поведения и триггеры для них. Наверно, я по-прежнему нерешителен и наивен, но друзья говорят, что я меняюсь. И это хорошо.