Обложка статьи

Одиночные гонки не для всех: интервью с Федором Дружининым

Федор Дружинин — яхтсмен со стажем 100 000 миль, человек, пересекший Атлантику в гонке Mini Transat 2019. Федор прочитал большую лекцию для клуба парусного спорта в ИТМО, а после в интервью «Мегабайту» рассказал об эмиграции ради моря, получасовом сне и о том, почему эмоции в океане опасны.

— Вы увлеклись парусным спортом еще в школе до поступления на IT-направление в ЛЭТИ. Осознавали ли вы тогда, во что может перерасти увлечение?

— Я занимался в детстве в школе при ВМФ на Шкиперском протоке. Нет, тогда у меня не было ощущения что это во что-то вырастет. Потом я ушел в IT, рос потихонечку как профессионал и в принципе больше ничего не делал. На самом деле, я учился в институте в годы, когда все было сложно с парусным спортом, и у ЛЭТИ, по-моему, не было тогда своей парусной секции вообще. 

— А после IT как сложилось, что вы вернулись к яхтингу?

— Это был конец 90-х годов, я работал в Reksoft и совершенно случайно оказался снова в яхт-клубе: знакомые из другой компании, тоже IT, привели. Мы вышли на яхте и я просто остался в экипаже, обратно прилепился — и все. Прилепился и понял, что мое. В результате уже уехал из России с прицелом на то, чтобы больше ходить на яхте. У меня был очень странный мотив для эмиграции. Во-первых, было скучновато после кризиса 98-го года, а во-вторых, хотел больше ходить под парусами. И я уехал в 99-ом в Ирландию и там почти три года жил, работал в IT, тренировался.

 «Одиночные гонки не для всех. Когда гоняешься в одиночку на классе mini, физические и психологические нагрузки очень высокие. Особенно в Proto (тип яхт — экспериментальные прототипы – примеч. авт.). По-хорошему, перед тем как гоняться, ты должен ходить в спортзал. <...> Это не тот яхтинг, когда ты с Prosecco... Это действительно спорт.»

— Организму нужен отдых после нагрузок, но в то же время нужно управлять яхтой. Когда и сколько вы успеваете поспать?

— В открытом океане так или иначе, тело свое возьмет. Если ты движешься долго, тебе придется спать 3–4 часа в сутки минимум, скорее даже 5–6 часов. В идеале ты должен научиться спать 20-минутными интервалами, если не получается — получасовыми, а если и это тяжело — 40-минутными. Я в результате где-то вышел на 30–40 минут сна. Это на самом деле небезопасно. Ты можешь во что-то врезаться, погода может поменяться и так далее. Поэтому лучше, конечно, если ты научился спать по 20 минут — интервальный сон, очень модное направление. Теоретически гонщики-одиночники должны очень хорошо это уметь. Но как правило все равно в океане все смещается ближе к интервалам сна по 40 минут.

Вы когда-нибудь задумывались, откуда в вас желание заниматься яхтингом? Это больше тяга к экстриму или, может, реализация детской мечты?

— Все сложно. То есть, конечно, воплощение детских «мечт». Некоторые говорят, что экстрим — это страсть к саморазрушению, которая в человеке находится. Возможно, такая составляющая тоже есть. Но на самом деле одиночные океанские гонки —  очень гармоничная штука. Это ситуация, в которой ты можешь отключиться от каких-то внешних стимулов и свое сознание поместить в вакуум, находясь в котором избавляешься от лишнего. Проще говоря, гонки очень похожи на медитацию длиной в несколько недель. Потому что если вы не будете медитировать, если не будете контролировать, что происходит с сознанием, то вы в какой-то момент перестанете контролировать свои эмоции. И тогда они могут сделать вас очень несчастным человеком. Эмоции, которые в тебе есть, какие-то проблемы, которые существуют на берегу, они там прорываются, человек себя начинает чувствовать очень плохо, вплоть до депрессивного состояния. Это как раз такая тренировка. Одиночные гонки — тренировка контроля. Представьте себе, что человек — такая система, которая не может себя отрегулировать сама, без других людей. 

— Как время в казино?

— Да. Просто нам для того, чтобы отрегулировать свое поведение, очень нужны другие люди. Мы вибрируем, но вибрируем обычно относительно кого-то. А когда вы один, вы можете из этой вибрации войти в режим неконтролируемых колебаний. И нужно на этом моменте научиться себя ловить. В реальной жизни люди, у которых случаются большие проблемы, очень часто впадают в серьезные депрессии из-за того, что они не могут контролировать сильные эмоции. И трансатлантическая одиночная гонка — это частично то же самое, ты просто учишься это делать. Не знаю, как объяснить. То, что происходит —  это какой-то духовно полумистический опыт. Ты можешь там со звездами разговаривать. Странные вещи.

— Вы как-то у себя в соцсетях написали после очередного финиша «Сейчас бы оказаться в офисе»...

— Да, часто об этом мечтаешь. Когда ты приезжаешь, понимаешь, что уже ничего не хочется, хочется все это не видеть, продать, бежать куда-то, поближе к теплой кофеварке. Но это временно. Быстро проходит.

— Есть у вас какое-то устоявшееся пожелание тем людям, которые ищут себя в жизни?

— Да, что главное — пытаться. Я считаю, самое главное, чему учат одиночные гонки — это то, что останавливаться нельзя. Остановился, не получилось — пытаться еще раз. Только так.

Автор: Александр КРЫЛОВ
Фото из архива https://60north.ru/

20 апреля 2021

Еще почитать по теме

Обложка статьи
«Есть огромный ресурс — женщины, которые просто не выбрали эту профессию»
Как достичь гендерного баланса через прирост талантливых женщин в самой сфере, а не ущемление в правах мужчин?
Обложка статьи
«Есть огромный ресурс — женщины, которые просто не выбрали эту профессию»
Как достичь гендерного баланса через прирост талантливых женщин в самой сфере, а не ущемление в правах мужчин?