Обложка статьи

Работа не по специальности и учеба: зачем и почему?

Почему некоторые студенты выбирают работать не по специальности, как и зачем они трудоустраиваются, не имея образования и опыта, и сложно ли совмещать работу и учебу в университете? Об этом «Мегабайту» рассказали студенты ИТМО, которые работают в области, далекой от их направления подготовки в вузе.

Антон Трошин, студент программы «Прикладная оптика»

— Олимпиадной математикой я занимался с 1 по 11 класс в кружках и почти каждый год ездил в летний математический лагерь как ученик. Когда я выпустился, меня пригласили туда преподавать школьникам 1-4 классов: я рассказываю им теорию, затем мы по ней решаем задачи и вместе их разбираем. 

Мне очень нравится общаться с детьми — они позитивные, добрые, и всегда готовы решать задачи и вовлекаться в различные игры. Почти любого ребенка этого возраста можно заинтересовать, даже если ему в какой-то момент стало скучно. Со старшими детьми так уже не получается.

Я преподаю в лагере, потому что это хорошее дело; потому что олимпиадная математика развивает память, логику и пространственное мышление — я понимаю, что в России будет больше умных детей. Меня воодушевляют успехи ребят, я радуюсь за них, как за себя, когда у них получается решить сложную задачу. 

Так как я работаю в лагере летом, то совмещать учебу и работу несложно. Хотя расписание сессии может пересекаться с датами смен, но я пока с этим не сталкивался.

Ульяна Хамылева, студентка программы «Робототехника»

— Я давно занимаюсь добровольчеством. Сейчас я стажируюсь в Ginza от благотворительного фонда «Доброделы», занимаюсь подготовкой детских мастер-классов, кулинарных и анимационных программ. Ещё я подрабатываю аниматором: готовлю сценарии мероприятий, ищу людей, подбираю реквизит, программы, играю с детьми. Эта дело тоже направлено на помощь людям, оно вытекает из добровольчества.

В первую очередь, работа дает мне опыт, я пока не гонюсь за заработком. Например, аниматорство — это опыт организаторской деятельности, я учусь договариваться, общаться с детьми. А на кулинарных мастер-классах в фонде, можно в шутку сказать, я попутно учусь готовить. 

Сейчас у нас гибкая система учебы на основных предметах, на первом курсе было значительно сложнее. Пока я стараюсь успевать все, у меня получается совмещать работу и учебу. И несмотря на то что постоянное взаимодействие с людьми выматывает, работа мне нравится.

Вероника Стерликова, студентка программы «Управление технологическими инновациями»

— Я с детства занималась плаванием и мечтала попробовать себя в роли тренера. На втором курсе решила выложить резюме и пошла на собеседование. Тем более форма обучения в университете была очно-дистанционная.

Первое время на работе я ничего не понимала, но потом втянулась. Мне нравилось общаться с людьми, учиться клиентскому сервису и чувствовать себя полезной для других. Но мне жутко не нравились дежурства, во время которых нельзя было проводить тренировки. Также я чувствовала, что у меня недостаточно знаний и опыта, чтобы обучать людей плаванию.

Один раз ко мне на тренировку пришла женщина, у которой был панический страх воды. Я никогда раньше не работала с такими людьми, и мне пришлось на ходу примерять работу психолога и пытаться вселить в человека уверенность, что он не утонет. После тренировки женщина сказала, что я первая, с кем она зашла в воду спустя 30 лет. В такие моменты ты осознаешь, насколько важную роль можешь играть в жизнях людей, даже не понимая этого. 

Помимо денег работа дала мне знакомых, общение с которыми я продолжаю до сих пор; мне нравилось видеть результаты и получать позитивную энергию от клиентов. Но я перегорела и уволилась. Поняла, что я смогу вернуться в любой момент, захотелось попробовать что-то ещё. Плюс началось полностью очное обучение, и стало сложно все успевать.

Когда совмещаешь работу и учебу, забываешь о лишнем отдыхе, прогулках с друзьями и собственных интересах. Ты живешь по четкому режиму, чтобы нигде не отставать. У меня много времени и сил забирала дорога, приходилось поздно возвращаться с работы, а рано утром вставать на пары. Но вообще, совмещать реально, тем более если учеба дистанционная, но все зависит от самодисциплины и желания.

21 мая 2021

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Задача «Про учебу и отчисление»
В студфисе ИТМО нам рассказали, как студент может продолжить обучение, если у него есть академическая задолженность, и поделились, как здесь помогают студентам, которые хотят отчислиться по собственному желанию
Обложка статьи
Задача «Про учебу и отчисление»
В студфисе ИТМО нам рассказали, как студент может продолжить обучение, если у него есть академическая задолженность, и поделились, как здесь помогают студентам, которые хотят отчислиться по собственному желанию