Обложка статьи

Искусство физиологии: Павловский сайнс-арт

Два года назад в музее И. П. Павлова в Колтушах произошли большие изменения. В музее представили современную выставку арт-объектов — «Новая антропология». А этим летом стандартная экспозиция, посвященная жизни ученого, также преобразилась в новую — «Школа Павлова». «Мегабайт» посетил обе выставки. Рассказываем, как союз ученых и художников трансформирует современное искусство и представляет исторические и научные события и факты в новой форме.

Мы приехали сюда в будний день, так как сейчас музей работает только по понедельникам, средам и пятницам. Добраться до Колтушей оказалось совсем просто: всего полчаса на маршрутке от ст. м. «Ладожская». Живописные лес и озеро — место вдалеке от городской суеты, где расположен научный городок. Здесь работал нобелевский лауреат в области физиологии и медицины Иван Петрович Павлов. 

Идем мимо озера, дальше по небольшой аллее, и проходим развалины сгоревшего в 2017 году дома ученого. Обходим постройку и вот — перед нами здание с необычной надписью «Наблюдательность и наблюдательность». Это корпус Старой лаборатории — здесь уже более 70-ти лет находится мемориальный музей. 

Как появился музей

В 1929 году в деревне Колтуши началось основное строительство научного городка, а в 1933 официально открыли первый корпус — лаборатории экспериментальной генетики высшей нервной деятельности (Старой лаборатории). Это место стало резиденцией ученого: здесь Павлов не только работал, но и жил вместе со своей семьей с мая по октябрь. 

Неподалеку от лаборатории был построен его собственный дом, полноценно пожить в котором ученому так и не удалось. В 1936 Иван Петрович Павлов умер от пневмонии, а руководителем Института физиологии стал его ученик Леон Орбели.

К 100-летнему юбилею Павлова в 1949 году в здании Старой лаборатории был организован мемориальный музей, ведь именно с этим корпусом связана большая часть жизни физиолога в Колтушах.

Новая антропология

Несколько лет назад художник Евгений Стрелков, который был уже знаком с сотрудниками института, предложил научному городку найти финансирование через грантовые проекты, чтобы изменить имидж организации в глазах общества и рассказать о его деятельности. Кроме того, художник пригласил куратора Ирину Актуганову — специалиста в области технологического искусства и Art&Science

Art&Science, или сайнс-арт (science art) — область культуры, находящаяся на стыке рационального научного и интуитивного художественного способов познания, синтез науки и искусства. При помощи современных технологий и материалов авторы осмысляют явления, изобретения и события науки и мира.

Проект был представлен публике в сентябре 2019 года. 15 арт-объектов распределили по нескольким залам и назвали их лабораториями: «лаборатория стресса», «лаборатория поведения» и т. д. Одни работы рассказывают об истории и достижениях института, другие наталкивают на рефлексию о научной этике, связанной с экспериментами над животными. Объекты сайнс-арта позволяют посетителям по-новому взглянуть на научные исследования, увидеть то, что, вероятно, могли не замечать раньше.

Здесь можно  наблюдать, как нейросеть распознает символы в роении мух-дрозофил («Внутри черной коробки», творческое объединение «Куда бегут собаки»), почувствовать запахи, с помощью которых коммуницируют пчелы (To Bee): например, запах агрессии и тревоги. Сейчас из-за ограничений, связанных с COVID-19, некоторые интерактивные экспонаты временно недоступны, но остаются все так же интересны задумкой, реализацией и смыслами.

«Аудиобинокуляр» (Евгений Стрелков:) музыкальная пьеса в четырёх частях, синтезированная движением мух-дрозофил

Зайдите в гости к «Кибернетической обезьяне» (Юрий Дидевич, Группа физиологии сенсорных систем приматов). Это скульптура с искусственной нейросетью, основанной на поведении реальной институтской мартышки Юпитер. Посмотрите, как она отреагирует на ваше появление. А в соседней лаборатории можно услышать, как звучит мозг в здоровом и патологическом состояниях, например тяжелой гипоксии, через аппарат «Нейрогармониум» (Борис Шершенков, Олег Ветровой). И это все лишь некоторые из экспонатов выставки.

Закончить осмотр экспозиции предлагается на размышлениях о биоэтике в работах Людмилы Беловой («Ожидание», «Лаборатория — творческая мастерская», «Ожидалка-2»): в этих комнатах уже не хочется разговаривать об экспонатах и искусстве. Здесь вы просто погружаетесь в свои мысли о животных, участвовавших в экспериментах, и о том, с какими эмоциями сталкивались ученые, проводя исследования и опыты на благо науки. 

Школа Павлова

Этим летом также в здании Старой лаборатории петербургский «Техно-Арт-Центр» и Институт физиологии РАН представили новый проект  — «Школу Павлова». Выставка расположилась на втором этаже, где жил Иван Петрович, когда приезжал в Колтуши. Здесь расположены комнаты ученого, застекленная веранда и сохранившаяся еще с прошлого века бесшумная камеру для изучения условных рефлексов. 

«Бесшумная камера 1. Изучение условных рефлексов»: небольшое помещение для опытов с толстыми стенами и системой наблюдения

Приглашенные художники переосмыслили выставку и «оживили» ее с помощью мультимедиа-инструментов и ярких элементов. Например, на веранде (с которой лучше всего начинать осмотр) появилась инсталляция Людмилы Беловой, с помощью которой можно погрузиться в атмосферу семейного обеда в доме Павлова. А через надписи на чайном сервизе можно узнать, о чем тогда велись беседы. 

Копия картины Нестерова «Портрет И. П. Павлова» и гипсовые руки, воссоздающие изображенную ситуацию (скульптор — Павел Игнатьев).

Рядом находится кабинет физиолога: здесь представлены исторические предметы, защищенные стеклянными цилиндрами, изображение Павлова с его сотрудниками, а на стену спроецированы видеофрагменты его выступления на международном конгрессе физиологов с мультипликационными вставками. Экспозиции же других комнат рассказывают в основном об его учениках и последователях. Инициаторы проекта говорят, что экспозиция неслучайно содержит в себе две части и два смысла — «Школа Павлова» как научная школа и как школа — место и процесс передачи опыта и знаний.

Также на выставке помимо арт-работ, переосмысляющих научные открытия в области физиологии, генетики, космической биологии, представлены инсталляции, посвященные Колтушам и прошлому досугу обитателей наукограда.

В конце нашей поездки можем сказать точно: из стен Старой лаборатории выходишь новым человеком — думающим, наблюдательным и наблюдательным. Приезжайте и проверьте сами.

31 августа 2021

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Дополнительные органы внутри нас
В сентябре в Journal of Anatomy вышла статья австралийских ученых. В ней исследователи предполагают, что к концу XXI века у всех людей появится дополнительная предплечевая артерия. С точки зрения хирургии ее можно будет использовать для пересадки в другие части тела.
Обложка статьи
Дополнительные органы внутри нас
В сентябре в Journal of Anatomy вышла статья австралийских ученых. В ней исследователи предполагают, что к концу XXI века у всех людей появится дополнительная предплечевая артерия. С точки зрения хирургии ее можно будет использовать для пересадки в другие части тела.