Мои «мужики» выселяют меня из дома: фандом — это приговор?
Для одних фандом сродни болезни, а для кого-то — стимул развиваться, находить новых друзей и себя. Как увлечение фильмами, музыкой и актерами помогло найти работу, хобби и благодарную аудиторию, рассказывает Влада — учитель ИЗО из Москвы, известная в социальных сетях под ником @betterkissartist.
Фандом (от англ. fandom, букв. «сообщество фанатов») — субкультура, состоящая из поклонников чего-либо. Как правило, так называют поклонников определенного произведения культуры, вымышленной вселенной, художественного стиля или хобби.
— Как получилось, что ваши хобби и работа совпадают? Что появилось первым?
— Мои хобби и работа не совсем совпадают. В школе я не рисовала, а если и пыталась, то очень мало и непрофессионально. И только к моменту поступления я подумала, что мне хотелось бы заниматься чем-нибудь творческим. Благодаря университету поняла, что по-настоящему люблю искусство. Совместив это со своей любовью к музыке, фильмам, актерам, ко всей «творческой движухе», я получила свое настоящее хобби. Сейчас работаю учителем изобразительного искусства, а еще я классный руководитель.
Переломным моментом, когда я стала заниматься чем-то фандомным, стало мое знакомство с солистом американской рок-группы My Chemical Romance Джерардом Уэйем. Он приезжал в Россию со своим сольным проектом. Был организован конкурс на самое креативное селфи с билетом, я поместила на фото один из первых своих рисунков углем и выиграла. Несмотря на то, что я не знала английского и смогла сказать Уэйю всего пару фраз, я была настолько вдохновлена, что захотела творить. Творить ради того, чтобы заново проживать те же эмоции, даже если моя работа не будет напрямую с этим связана.
Так я стала активно рисовать портреты маслом. Мои одногруппники шутили, что мои «мужики» выселяют меня из дома. На самом деле все так и было, потому что рисование маслом — очень затратное мероприятие. Много картонок, холстов, бумажек. Зато на просмотрах (экзамены на художественном факультете), у меня было множество внеучебных работ: портреты фандомных персонажей, певцов и актеров.
— Сколько фандомов вы отрисовали?
— Меня бросает из фандома в фандом. Я стараюсь рисовать все, что мне нравится, чтобы не надоедать себе же самой. Начинала с зарубежных певцов и музыкантов.
Сейчас я, конечно, плотно засела в фандоме «Импровизации», но это не мешает мне рисовать арты по группе «Нервы» или фильму «Майор Гром». Понимаю, что в инстаграме популярно одно, в тиктоке же можно найти более разношерстную аудиторию. Я решила, что если людям нравится мое творчество, то они посмотрят и оценят и другие мои работы. И если арт с Шастуном, например, собирает по 6–9 тысяч лайков, а с Женей Мильковским всего 2–3, не расстраиваюсь и не загоняю свое вдохновение в рамки того, что больше оценивает моя аудитория.
(Антон Шастун — актер шоу «Импровизация»; Женя Мильковский — солист группы «Нервы» — прим. автора)
— Почему сейчас вы в основном рисуете актеров из «Импровизации»?
— Я не очень активно смотрю телевизор. Даже если раньше и натыкалась на шоу, то исключительно урывками. Когда же я поняла, что все выпуски можно свободно найти в интернете, я решила посмотреть и выяснить, почему этот жанр и актеры так популярны. Погрузившись в фандом, я удивилась, почему не заинтересовалась «Импровизацией» раньше.
«Импровизация» — еженедельное телевизионное шоу, построенное на импровизационных играх, которые артисты разыгрывают без подготовки, основываясь только на тех данных, которые они получают от ведущего или гостей программы. Постоянными актерами-импровизаторами являются Арсений Попов, Дмитрий Позов, Сергей Матвиенко и Антон Шастун.
— Считаете ли вы, что участие в фандомах плохо сказывается на жизни подростков?
— Абсолютно нет! Я сама была той, кто бесконечно втягивался в какие-то фандомы. Считаю это одним из самых воодушевляющих элементов, который сможет послужить для подростка стимулом к развитию. Когда ты вдохновлен чем-то: игрой, фильмом, передачей, человеком, тебе хочется это как-то выразить — что-то написать, сочинить, нарисовать. Но у тебя не хватает практических навыков. Ты идешь и начинаешь развивать их. Те же компьютерные игры, тоже очень фандомная штука. Некоторые ребята начинают с чит-кодов (используется для добавления чего-то полезного в игровой процесс), а потом профессионально занимаются программированием.
Дети или подростки, которые увлечены какими-нибудь фандомами, получают возможность обратиться к нему в трудный момент. Если каждый подумает, то вспомнит, что и у него были проблемы с первой любовью, родителями, друзьями. А какое-то увлечение — это же такая отдушина. Ты понимаешь, что не один. Люди в фандоме говорят о тех вещах, что тебе близки, имеют такие же взгляды, идеи и проблемы. Поэтому так часто можно услышать фразу: «Ты спас мне жизнь», обращенную фанатом к своему кумиру. Я читаю, что фандом — это лучшая вещь в мире!
— Если бы вдохновение могло принимать физическую форму, то каким бы оно виделось вам?
— Я не смогу сказать, что мое вдохновение выглядит, как абстрактное розовое облачко. Оно предстает в достаточно физической форме — людей, которых я рисую. Разных в каждый момент жизни. Сейчас это участники шоу «Импровизация». Но, скорее, не сама личность актера, а какое-нибудь его действие. Я сначала влюбляюсь в творчество человека, а потом к этому добавляю его внешность, начинаю замечать, какой он милый, красивый харизматичный.
— Как вести активную жизнь блогера сразу в нескольких соцсетях?
— Не хотелось бы заявлять, что я полноценный блогер. На данный момент у меня две соцсети, которые я активно веду — это тикток, где у меня 57 тысяч подписчиков, и инстаграм, где 13 тысяч недавно стукнуло. В последний я сейчас вкладываю больше сил.
Самым большим волевым усилием для меня было начать снимать сторис (мини-репортажи со сроком действия в 24 часа) и показывать себя в кадре. Я понимаю, что любому подписчику важно видеть человека: интересна не только работа.
Еще год назад пятнадцатисекундную сторис я могла снимать часами, постоянно поправляя макияж, одежду, накладывая кучу фильтров. Я чувствовала себя очень неуверенно. Как будто весь мир на тебя смотрит, поэтому если сделать хоть что-то не так, то случится трагедия. Постепенно я поняла, что в этом нет ничего страшного. Людям интересно видеть тебя именно таким, какой ты есть по жизни. Ощущение, когда подписчикам нравится твой «вайб» — прекрасное.
— Что цепляет ваших подписчиков?
— Я оказалась в нужное время в нужном месте. Активно стала делать контент по «Импровизации», заполнять нишу, когда в ней художников особо-то и не было. Они либо очень редко что-то выставляли, либо «не соответствовали формату». Например, в инстаграме не заходят просто карандашные работы. Это не умаляет их качества как произведений искусства, но народу не нравится — ему по душе яркие картинки. Я успела поймать эту волну. Сделала стикеры, когда еще мало кто их рисовал и печатал, создала гифки для инстаграма и пак стикеров для телеграма. Последние очень быстро завирусились, до 30 тысяч скачиваний.
А вообще секрет популярности — надо делать: снимать и монтировать видео, много рисовать, заниматься продвижением. Контентмейкер, если говорить на современном, — это настоящая работа, такая же, как учитель, например. Так что я за то, чтобы работать, работать, работать, особенно, если ты горишь своим делом.
— Какие качества нужны, чтобы начать заниматься новым делом?
— Я люблю говорить, что я абсолютный фанатик своего дела, этакий гик. Всегда такой была. Но ничем кардинально новым никогда не занималась. Одно дело вытекало из другого. Все, что происходит со мной и моим фандомным творчеством — это исполнение мечты.
Думаю, человек должен быть супер смелым. Я смелая наполовинку, так что стараюсь исходить из своих ресурсов. Например, когда у тебя нет сил, но очень нужно что-то сделать, то можно дать себе слабину. В плане же творчества я стараюсь придерживаться принципа, который озвучил один из моих любимых художников Покрас Лампас. Он утверждает, что творчество — это постоянная работа, она не связана с вдохновением. Ты просыпаешься и идешь работать: устал ты, не выспался, приехал ли с вечеринки, но определенное время обязан уделить творчеству.
— Что вам дает ваша аудитория в интернете? Сравнимо ли это с тем, что дают вам дети в школе?
— Моя аудитория дает мне поддержку и ощущение, что мое творчество кому-то нужно. Пока я училась в школе или в универе, всегда возникало то трепетное чувство, когда ты отрисовал кого-то, отметил его в интернете, а он тебе «лайкусик» поставил или репостнул. Очень хотелось поделиться с объектом вдохновения своим творчеством. Сейчас же у меня такой нужды нет. Мое творчество признано моей аудиторией — множеством неординарных, творческих людей Классно видеть, что им интересно, они пишут столько сообщений. Иногда я устаю от инфопотока, но в целом, все это — бешеная энергия, которая заряжает, чтобы продолжать творить для других и для себя.
В школе приходится проходить в равной степени как через положительное, так и через отрицательное. Я ловлю кайф от общения с учениками, наших традиций играть в настолки, например. Дети заряжают не меньше подписчиков, особенно когда смотрят на тебя горящими глазами, подхватывают и развивают твои идеи.
— Какой он, ваш персональный дзен, к которому вы стремитесь?
— Я поняла, что всех вершин не схватить, все необъятное — не объять. Надо иногда замедлиться и не требовать от себя слишком многого. Например, когда были съемки «Импровизация. Команды», можно было записаться на все смены с 9 утра и до 12 ночи. И люди ходили на весь день. Это дико интересно, но я для себя поняла, что быстрее утомляюсь от большого количества людей, что мне нужно время наедине с собой, чтобы восстановиться. И каким бы ярким не было чувство, что я что-то упускаю, лучше схожу на одну съемку и получу полноценные эмоции.
Я стала понимать, что могу зарабатывать на своем творчестве, не занимаясь рисованием на заказ. У меня всегда был неплохой спрос на портреты. Но сейчас я вообще не беру такие работы — для меня это один из самых нежелательных способов заработка, потому что очень не хочется рисовать по чье-то указке. Я монетизирую то, что мне нравится и то, что у меня получается. Я рисую, ко мне приходит аудитория, значит можно продавать и информационные продукты. Когда чувствую, что мое творчество востребовано, дзен приходит сам.
Фотография и арты предоставлены собеседницей.