Обложка статьи

«„Мегабайт“ стал для меня мощной опорой, когда я перегорел в учебе»

В новом выпуске рубрике #инсайды мы продолжаем знакомить вас с нашей командой. Новый герой — Михаэль Креславский. Он пришел в «Мегабайт» всего лишь год назад, но уже регулярно проводит мероприятия, берет интервью, пишет статьи и планирует запуск своего подкаста. 

— Почему ты пришел в «Мегабайт»?

— Я оказался абсолютным гуманитарием в техническом вузе, все кругом кишело какими-то цифрами, математикой, программированием. Во время мероприятий для первокурсников, где происходит знакомство с университетом, нас отвели в актовый зал, там было представлено много разных направлений «Мегабайта». Я не знал куда мне пойти и подумал, что никогда не был на радио и есть шанс попробовать что-то новое. Было четко видно, чем занимаются в «Мегабайте», и он казался самым стабильным клубом ИТМО, в отличие от других, которые были созданы недавно. 

— Какой опыт в медиа был у тебя до этого? 

— Иногда писал статьи для школьной газеты, а потом основал свой проект, где брал интервью у учителей, он назывался «Время перемен». Это был первый опыт работы на камеру, и он очень мне понравился. Потом в 11 классе мы с одноклассниками запирались в маленьком чулане и делали видеописьма, это тоже было какого-то рода интервью. Сидя перед камерой, я расспрашивал ребят, какие у них планы на жизнь, как они относятся к любви и так далее. Это было очень здорово. А еще тогда на ютубе появились такие люди как Дудь, Парфенов, Познер и Пивоваров, и я подумал: «Блин, эти ребята делают что-то невероятное, я тоже хочу попробовать». 

— В чем была суть проекта «Время перемен»?

— Я хотел показать учителей с другого ракурса. Не как в обычной иерархии: учитель где-то наверху и ученик его слушает, а поговорить на равных и обсудить какие-то проблемы. Незадолго до этого вышел фильм Познера, где он поднимал тему финского образования, как оно устроено. Я захотел узнать, можно ли нашу систему как-то поменять. Решил, что если хочешь поговорить об этом, то говори с учителями. Это была полностью моя инициатива, я нашел двух парней с камерами, один из них согласился монтировать, а я организовывал встречи. Неловко сейчас смотреть, как я учился задавать вопросы. Было странно, но здорово. Так, например, у нас была очень милая пожилая учительница по географии, и удалось к ее юбилею сделать интервью, за что она была очень благодарна. 

— Чему ты начал учиться в школе «Мегабайта» MBSchool?

— Радио объединяло в себе три направления: собственно «радио», где нас учили работе с микрофоном, рассказывали, как создаются подкасты, как работать над дикцией, также был курс «ведущего мероприятий», где объясняли как работать с публикой со сцены, и «видеорепортаж», где давали уроки по подготовке видеосюжетов и работе перед камерой.

— С какими трудностями ты столкнулся во время обучения в MBSchool?

— Первая трудность — коронавирус. Я мало ездил на очные занятия, потому что у меня дома родители, и я боялся принести какую-то «бациллу». Еще некоторые занятия было сложно посещать, так как неожиданно появился нагруз в учебе, и хоть в «Мегабайте» меня поддерживали, но в учебе я явно перегорал. Я столкнулся с мыслью: «Что я вообще делаю в этом университете?», и было достаточно жестко.

— Чем ты стал заниматься после прохождения школы радио и ведущих?

— Мне немножко стыдно за радио, честно говоря. Я думал, что с горящими глазами приду, горы сверну, у меня будет лучший подкаст, а в итоге дальше записи пилотного выпуска дело не пошло. Позже, в апреле, был марафон Mentality и опыт работы с микрофоном и пультом очень вдохновил. 

Летом я ездил Москву на форум «Вместе медиа», там я зажегся после того, как познакомился с девочкой из Якутии, которая работает на радио, и она рассказала, чем занимается. Сейчас у меня есть большая мечта: мне в этом году исполняется 20 лет, и я хочу до этого успеть хотя бы один выпуск сделать, чтобы в жизненные достижения что-то записать.

— Какой подкаст ты планируешь выпускать?

— Мой подкаст называется «Книжная LoveKa». Не зря же говорят, что все книги о любви, а в произведениях разных эпох — от античности до XX века — она абсолютно разная. Любовь в произведениях древних греков это совсем не такая, как у Набокова. Хочется проследить хронологическую цепочку от чувств Амура и Психеи — таких жертвенных, связанных с любопытством, до отношений взрослого мужчины и 14-летней девочки в «Лолите». Как мы вообще проделали этот путь? Мне показалось интересным об этом поговорить, и надеюсь, что все-таки получится.

— Кроме того ты заинтересовался печатной журналистикой? 

— Да, я очень хочу написать что-то для журнала NewTone, но пока до этого не дошло. Летом мне предложили вести рубрику о чрезвычайных ситуациях в новом телеграм-канале «Проявитель». Я согласился, хотя боюсь быть чем-то обязанным, чувствую себя очень неловко, когда на мне висит ответственность. Работа оказалась довольно тяжелой, уже сейчас сталкиваюсь с первым творческим кризисом, потому что не могу найти тему.

— Расскажи какой-нибудь необычный случай из своей практики в «Мегабайте».

— Я был ведущим на презентации юбилейного номера журнала NewTone, и там произошла смешная история. Это тот случай, когда инициатива наказуема. На одной из летучек я предложил сделать онлайн-викторину, и меня назначили ответственным. Тогда я как раз поставил прививку и плохо себя чувствовал, а нужно было согласовать вопросы и то, как будет выглядеть экран. С горем пополам, я как-то это все сделал, но в день мероприятия решил проверить, как все работает, и вдруг увидел, что бесплатная версия приложения позволяет подключать только 10 участников, а у нас их было около 50. За пару часов до начала! Я написал ребятам, что облажался и не знаю, что делать. В итоге мне пришлось рискнуть и оформить платную подписку. Там была приличная сумма — около 10 тысяч рублей за год. После мероприятия я тут же удалил пробную версию, на которую давалась неделя, и деньги, к счастью, не списались. Но в тот момент я очень сильно запаниковал.

— На марафоне Mentality тебе пришлось брать интервью в прямом эфире без подготовки. Как ты оцениваешь этот опыт?

— Дело в том, что мне очень сложно рассказывать про себя, но гораздо легче задавать вопросы. Вопрос не обязывает тебя к долгому копанию в себе. Я не был основным ведущим и мне понравился опыт импровизации, было очень приятно, что меня позвали и дали возможность еще одно интервью отработать, потому что спикеры были классными и с каждым хотелось пообщаться.

— Как изменилась твоя обычная жизнь после прихода в «Мегабайт»?

— Я неожиданно заметил, что в обычном общении получается говорить без слов-паразитов, а когда садишься за микрофон, сразу и заикание какое-то появляется, и «ээ... уу... бээ...». Мне очень хочется пройти специальные курсы, которые развивают речь. 

Пока я написал всего две статьи, но они научили меня по-другому смотреть на текст и журналистику в целом. Обычно мы читаем материал как само собой разумеющееся: вот он есть и мы его глазами пробегаем. А сейчас я понимаю, что за этим стоит, например, 200 правок, и каждое слово выверено с математической точностью. 

— Какие цели ты ставил, когда шел в «Мегабайт»?

— Я вообще не знал, кто я такой, когда пошел в университет. Думаю, это нормальная ситуация в 18-19 лет. Я любил театр, но родители сказали, что сначала нужно получить техническое образование, прочно встать на ноги, а потом можно идти куда хочешь. Также я хотел в журналистику, педагогику и все-таки немножко на программиста, а потом понял, что «Мегабайт» дает мне возможность во время обучения в ИТМО реализовать две из четырех целей. Для меня вообще само осознание того, что я занимаюсь журналистикой в техническом вузе, стало очень мощной опорой в тот момент, когда я перегорел.

Приходишь на математику — там буквы, но из них текст не составляется, а чтобы он составился — приходи в «Мегабайт». 

— Планируешь ли ты связывать свое будущее со сферой медиа?

— По больному проехался… Хороший вопрос. Я очень хочу попробовать себя в каком-нибудь издании, как, например, «Бумага», «Мел» или кто у нас там еще не иностранные агенты. Недавно отмечалось 80 лет со дня рождения Довлатова. И хоть советская журналистика показана в его произведениях совершенно убогой, ужасной, но все его приключения, как он писал статьи, ездил в командировки, меня безумно заразили. Или Пивоваров с «Редакцией»: как они ездят, узнают разные мнения. Очень хочется заниматься журналистикой. Единственное, что меня останавливает: всегда ли я смогу говорить честно, или в какой-то момент войду в те рамки, где должен буду гнуть одну, нужную кому-то линию. Есть выражение: «У новичка нет опыта, но есть огромное желание, а у профессионала огромный опыт, но уже нет желания». Я хотел бы побыть в этой сфере до того, пока не отпадет желание, и потом, может быть, уйти в программирование.

Фотографии предоставлены собеседником.

10 октября 2021

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Есть ли жизнь после ФТМИ
Интервью с выпускницей ФТМИ о работе по специальности, учебе, планах и о том, что было бы, если бы все сложилось по-другому
Обложка статьи
Есть ли жизнь после ФТМИ
Интервью с выпускницей ФТМИ о работе по специальности, учебе, планах и о том, что было бы, если бы все сложилось по-другому