Обложка статьи

«Вы понимаете, солнце будет»

Высокие массивные каменные коробки, краны, бетон. И огромное водное пространство за ними. Бывшие заводы-порты — места ежедневного и монотонного труда, никак не связанного с искусством. На одном из таких серых строений — большое разноцветное граффити. А на окне — огромная надпись HYDRA. Нам на второй этаж и налево. Именно там сегодня открывается Solocular — солнечный календарь Мартина Брицеля Барага — медиахудожника из Словении.

Приглушенный свет, почти пустой серый холодный левый зал никак не мог соперничать с правым, где размещается выставка, посвященная яркому художнику-провокатору Энди Уорхолу. Малиновые неоновые вывески и огромные белые буквы на синем фоне рядом с портретом мастера явно противопоставляются глухим звукам, крупным белым буквам HYDRA, что в переводе значит «вода», и пустому пространству — новой выставке, соединившей в себе современное искусство, медиареальность и науку. Для блогеров и прессы, приглашенных на открытие, на столиках стоят белые и зеленые бутылки воды. Вода в заливе, вода в бутылках и вода в названии — главная метафора выставочного проекта, посвященного синтезу науки и искусства, вопросам будущего и экотревожности, иными словами, экологическим проблемам в контексте новых медиа. Создание солнечного календаря — часть метафоры, точнее, ее воплощение. Жаль только, что день сегодня совсем не солнечный.

 

 

 

 

 

 

 

 

«Эта идея возникла при близком взаимодействии человека и природы», — делится Мартин Брицель. Наблюдение — процесс тонкого взаимодействия  — смысл инсталляции. Серая конструкция в виде большого круга снаружи и маленького внутри своим цветом и минималистичным дизайном соответствует  портовому холодному пейзажу. Она находится за Кабельным цехом, на берегу, так, чтобы уходящее солнце попадало в маленькую точку в конструкции и было «поймано» смотрящим. Позади солнечного календаря на деревянных дощечках расположены таблички OCT, NOV, DEC и так далее. Это названия месяцев, рядом с которыми нужно встать за инсталляцией, чтобы увидеть завершающее свой цикл солнце, поймать его и сделать красивую фотографию или просто понаблюдать за явлением природы. 

«Solocular помогает нам зафиксировать ту точку во времени, когда происходит момент заката», — продолжает художник. За закатом человек обычно наблюдает в одиночестве, испытывая какие-то личные переживания. Проект же предлагает эти переживания масштабировать до коллективных. Это особенно важно после «ковидного» времени, за которое мы привыкли к индивидуальности. Об одиночестве говорят, а точнее его олицетворяют, остальные инсталляции, скрывающиеся в зале Цеха.

Выставка HYDRA — размышление над тем, как человек взаимодействует с природой, объединение науки и искусства — симбиоз двух, на первый взгляд, совершенно разных направлений. Наблюдая за тридцатиминутным шоу «Шепоты» (Light Society, Канада), медленно, или, как сейчас говорят, медитативно вы погружаетесь в стихию моря. Получасовое шоу позволяет ощутить всю мощь ветра и задуматься о влиянии пластика — перед вами огромная инсталляция, состоящая из полотен полиэтилена. Nature Always Wins — «Природа всегда побеждает» (Universal Everything) — серия зацикленных видео, на которых городские конструкции, как стадион или трибуна, захвачены дикой природой. Цифровые художники вдохновлялись буйством стихии во время изоляции и пандемии, рассуждая о том, что произойдет при полном запустении мира.

Просматривая интерактивный спектакль Win >  < Win (Rimini Protocoll, Германия),  вы, сами того не понимая, начинаете осознавать величину влияния человечества на природу, задумываться о наступлении глобального потепления или вовсе о старении и смерти. Посмотреть все это нужно не только ради красивых фотографий на фоне залива, черных ракушек на песке или роботов-самоходов, но и для встречи с этическими и философскими проблемами, связанными с экологической повесткой, которые, вряд ли вызовут у вас экотревожность, а вот стремление к осознанному потреблению — возможно. Must visit выставки — инсталляция The Day We Left Field (Tundra, Россия) — попытка «перевертыша», размещение луга и деревьев под потолком. Проект Tundra — это сплошные эксперименты со звуковыми и световыми эффектами, кардинально меняющими восприятие действительности и преобразующими природные явления. Невозможно красиво и удивительно.    

22 октября 2021

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Дополнительные органы внутри нас
В сентябре в Journal of Anatomy вышла статья австралийских ученых. В ней исследователи предполагают, что к концу XXI века у всех людей появится дополнительная предплечевая артерия. С точки зрения хирургии ее можно будет использовать для пересадки в другие части тела.
Обложка статьи
Дополнительные органы внутри нас
В сентябре в Journal of Anatomy вышла статья австралийских ученых. В ней исследователи предполагают, что к концу XXI века у всех людей появится дополнительная предплечевая артерия. С точки зрения хирургии ее можно будет использовать для пересадки в другие части тела.