Обложка статьи

Заражен музыкой

«Вирусная» мелодия, «вирусный» клип, «вирусные» строчки… Кажется, это лишь метафоры, однако ученые из Университета Макмастера (McMaster University, Канада) доказали, что кривые популярности музыкальных хитов очень похожи на таковые для распространения инфекционных заболеваний. Статья ученых в сентябре этого года была опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society A.

Группа ученых проанализировала графики стриминговой онлайн-платформы MixRadio, составленные по данным загрузок песен через телефоны Nokia в Великобритании за 2007–2014 года. Оказалось, что они аналогичны кривым используемой в эпидемиологии модели «восприимчивые — инфицированные — переболевшие» (SIR). Это указывает на схожие механизмы распространения.

Так, песни и вирусы, благодаря социальным взаимодействиям, быстро передаются от человека к человеку. Затем количество «репликаций» — копий вируса или, в случае с музыкой, скачиваний и прослушиваний — достигает пика. После «популярность» вируса сходит на нет: так как все уже им переболели, то и восприимчивых людей почти не остается.

Вирус быстрее распространяется в обществе, если оно более сплоченное, то есть в нем больше социальных взаимодействий, и эпидемия в таком социуме скорее заканчивается. По наблюдению авторов статьи, помимо «заразительных» паттернов, на успех музыкальной композиции влияет и структура сообщества: поджанровые электронные хиты становятся популярными молниеносно в отличие от поп-песен, так как фанаты первого сплоченнее. Можно сделать вывод, что композиции поп-музыки ведут себя как вирусы условно-патогенных микроорганизмов.

Также важно отметить, что исследование охватывает данные, полученные до появления потоковой музыки. «В статье использована поминутная информация о том, какие треки загружались. Механизм “заражения” здесь таков: пользователь однократно скачивает какую-то песню, потом советует ее знакомым. Те, в свою очередь, тоже “инфицируются” — число загрузок песни растет», — объясняет старший научный сотрудник национального центра когнитивных разработок ИТМО Василий Леоненко

«В потоковых сервисах отслеживается, сколько раз конкретный пользователь послушал конкретную песню. Для такой ситуации авторы статьи предлагают использовать модели без постоянного иммунитета, где человек может опять начать слушать песню после перерыва (вновь “заразиться”), или модели желудочно-кишечных инфекций, где человек инфицируется не от другого человека, а при доступе к резервуару инфекции (например, зараженная вода, а в стриминговых сервисах — рекомендации)».

1 ноября 2021

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Моя твоя не понимать
Как мы поймем язык пришельцев, если они прилетят на нашу планету? Рассказывает лингвист Александр Пиперски
Обложка статьи
Моя твоя не понимать
Как мы поймем язык пришельцев, если они прилетят на нашу планету? Рассказывает лингвист Александр Пиперски