Яды в пробирке и на страницах
Кто в детстве не хотел стать волшебником? А многие ли вспоминали об этом уже будучи взрослыми? Сакина Зейналова не предала детскую мечту и творит волшебство, занимаясь наукой и творчеством. Совсем недавно вышла ее первая книга «Яды: вокруг и внутри» с авторскими иллюстрациями. Мы узнали, как прошел ее эксперимент с тем, чтобы быть ученым, писателем и художником-иллюстратором одновременно.
— Кем вы мечтали стать в детстве?
— Волшебником, и в любых детских играх я выбирала роль мага. Естественно, когда появились компьютерные игры, я тоже всегда играла за волшебника. Поступила на химический факультет отчасти бессознательно: просто знала, что нужно идти туда. Уже потом, порефлексировав, я поняла, что все еще продолжаю играть роль волшебника, магия которого поддается логике и называется наукой. Получается, став ученым, я исполнила свою детскую мечту. Еще я мечтала быть знаменитой и, как мне кажется, я постепенно ползу в этом направлении.
— Почему вы решили связать свою жизнь с одной из сложнейших наук — химией?
— В школьные годы мне были интересны практически все естественные науки: биология, физика, химия и даже медицина. Как и многие дети, я часто представляла себя врачом. Но в какой-то момент, поразмыслив, поняла, что из всей медицинской тематики больше всего меня тянет к фармакологии, а еще лучше, если я буду работать с одной сплошной химией. Так и родилось решение связать себя с этой наукой, каким бы странным и пугающим оно ни казалось в 11 классе. Я поступила на химический факультет Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Несмотря на то что на первом курсе было очень сложно, я не пожалела о своем выборе: с самого начала нас учили работать руками, мы ставили эксперименты — словом, постигали азы профессии. Конечно, учеба на химфаке и работа химика в целом небезопасна: у меня было несколько ожогов глаз, после которых даже пришлось делать операцию, сходила кожа лоскутами, несколько раз я попадала в больницу с отравлениями. Но все это такое «свое, родное», и когда ты выбираешь этот путь, принимаешь все риски. Я планирую продолжать карьеру химика, более того, среди огромного разнообразия ответвлений я нашла своего абсолютного фаворита — химию высокомолекулярных соединений (химию полимеров). Сейчас я продолжаю работать с полимерами и, признаться, обожаю свою работу, ведь я реализую себя в той области, которая мне интересна.
— В какой момент случился переход от классической науки в лаборатории к творчеству?
— Его не было. Сколько я помню себя, столько рассказывали обо мне старшие родственники — рисование со мной всю жизнь. В детстве мне было достаточно карандаша и листа бумаги, чтобы занять себя на много-много часов. Я понимаю, что у меня нет великого таланта, но рисование — это то, что приводит меня в восторг и приносит внутреннее глубокое удовлетворение.
Фотография предоставлена собеседницей
Передо мной никогда не стоял выбор: идти в науку или рисовать, потому что это всегда было со мной параллельно. С 2013 года я веду свой паблик по рисованию во «Вконтакте», а с 2014 занимаюсь иллюстрированием книг. Как минимум в 15 книгах вы можете найти мои иллюстрации.
С моей книгой получилась интересная история. Уже после того, как я начала заниматься чтением научных лекций, я начала писать статьи. Постепенно они становились объемнее, а их количество увеличивалось, и мне пришло в голову написать книгу. Я решила оставить об этом заметку в своем паблике, чтобы наверняка не забросить эту идею. Думала, что раз я могу писать научные статьи, то и с книгой проблем не возникнет, но это было заблуждение. Написание статьи и создание книги — принципиально разные вещи!
В итоге я решила, что помимо текста хочу заниматься и иллюстрированием собственной книги, создать свое полноценное детище. Еще была идея сделать шрифт моим почерком, но это оказалось слишком сложно и затратно. В конечной версии получилось около 80 моих иллюстраций.
— О чем ваша книга?
— Она про яды. Этот результат творчества — реверанс в сторону моих научных интересов, когда я только-только начинала путь химика. Мне хотелось заниматься ядами или взрывчатыми веществами — как всем молодым студентам-химикам, которые приходят в университет за экшеном. Но после того как в первые полгода учебы я получила химический ожог глаз, стало понятно, что с такими специфическими увлечениями я долго не проживу. Мне всегда было интересно не то, как травить людей, а почему мы умираем от воздействия определенных веществ.
Фотография предоставлена собеседницей
В моей книге вы не найдете рекомендаций по отравлению соседа. Она скорее о том, как не отравиться, если вы съели или выпили что-то подозрительное или же вас укусило опасное животное. Конечно, в ней будет много иллюстраций и объемных химических формул, но не стоит пугаться: она написана простым языком. Моя книга — это не повествование от и до. Она скорее справочник: можно открыть на любой странице и ничего не упустить. Каждая глава посвящена отдельному яду.
— Где вы черпали вдохновение?
— Вдохновение для иллюстраций — из гравюр XVIII–XIX веков и у некоторых моих любимых художников. А по книге я ориентировалась на качественный научпоп, которым зачитываюсь сама, и старалась максимально к нему приблизиться, но, возможно, слегка перестаралась с научными терминами. Поэтому с нетерпением жду отзывов от читателей. Отдельным источником вдохновения стала книга Петра Талантова «0,05. Доказательная медицина». Она просто потрясающе изложена и насыщена материалом.
— Сталкивались ли вы с творческими кризисами? Как справлялись?
— Конечно! У меня никогда не было проблем с тем, чтобы нарисовать картинку, хотя по времени это более затратно, чем написание текста. На одну иллюстрацию может уходить до нескольких дней работы без перерыва, потому что рисую я тушью, а она не терпит помарок. Но рисовать мне всегда было просто, а вот за текст я могла не садиться месяцами. Было ощущение, что внутри просто все выжжено. В такие моменты я просто давала себе отдых, а спустя время садилась и говорила себе: «Давай, попробуй хотя бы чуть-чуть пописать». И так, понемногу, страничка за страничкой, рождалась книга. Я много раз возвращалась к уже написанным строкам и вносила корректировки. Поэтому в написании текста я придерживалась ненасильственного метода, а иллюстрации шли потоком.
От момента зарождения идеи до сдачи рукописи в редакцию прошло примерно полтора года неспешной работы.
— Уже задумывались о том, чем будете заниматься в ближайшем будущем?
— Надеюсь, что в этом году я нарисую масштабную картину тушью с огромным количеством деталей. Я решила идти в сторону увеличения качества, а не количества, и оценить свои силы в этой сфере.
А в науке сейчас я занимаюсь модификацией и разработкой высокотемпературных полимеров в компании «Тау Индастриз». Мне безумно нравится наша тема и перспективы разработок, которые мы ведем. Планирую развиваться в этом и дальше.
— Какое послание себе вы бы положили в капсулу времени?
— Наверное, я бы просто себя спросила: «У тебя получилось?».