Обложка статьи

Яды в пробирке и на страницах

Время прочтения
Время прочтения: 25 минут

Кто в детстве не хотел стать волшебником? А многие ли вспоминали об этом уже будучи взрослыми? Сакина Зейналова не предала детскую мечту и творит волшебство, занимаясь наукой и творчеством. Совсем недавно вышла ее первая книга «Яды: вокруг и внутри» с авторскими иллюстрациями. Мы узнали, как прошел ее эксперимент с тем, чтобы быть ученым, писателем и художником-иллюстратором одновременно.

— Кем вы мечтали стать в детстве?

— Волшебником, и в любых детских играх я выбирала роль мага. Естественно, когда появились компьютерные игры, я тоже всегда играла за волшебника. Поступила на химический факультет отчасти бессознательно: просто знала, что нужно идти туда. Уже потом, порефлексировав, я поняла, что все еще продолжаю играть роль волшебника, магия которого поддается логике и называется наукой. Получается, став ученым, я исполнила свою детскую мечту. Еще я мечтала быть знаменитой и, как мне кажется, я постепенно ползу в этом направлении.

— Почему вы решили связать свою жизнь с одной из сложнейших наук — химией?

— В школьные годы мне были интересны практически все естественные науки: биология, физика, химия и даже медицина. Как и многие дети, я часто представляла себя врачом. Но в какой-то момент, поразмыслив, поняла, что из всей медицинской тематики больше всего меня тянет к фармакологии, а еще лучше, если я буду работать с одной сплошной химией. Так и родилось решение связать себя с этой наукой, каким бы странным и пугающим оно ни казалось в 11 классе. Я поступила на химический факультет Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Несмотря на то что на первом курсе было очень сложно, я не пожалела о своем выборе: с самого начала нас учили работать руками, мы ставили эксперименты — словом, постигали азы профессии. Конечно, учеба на химфаке и работа химика в целом небезопасна: у меня было несколько ожогов глаз, после которых даже пришлось делать операцию, сходила кожа лоскутами, несколько раз я попадала в больницу с отравлениями. Но все это такое «свое, родное», и когда ты выбираешь этот путь, принимаешь все риски. Я планирую продолжать карьеру химика, более того, среди огромного разнообразия ответвлений я нашла своего абсолютного фаворита — химию высокомолекулярных соединений (химию полимеров). Сейчас я продолжаю работать с полимерами и, признаться, обожаю свою работу, ведь я реализую себя в той области, которая мне интересна.

— В какой момент случился переход от классической науки в лаборатории к творчеству?

— Его не было. Сколько я помню себя, столько рассказывали обо мне старшие родственники — рисование со мной всю жизнь. В детстве мне было достаточно карандаша и листа бумаги, чтобы занять себя на много-много часов. Я понимаю, что у меня нет великого таланта, но рисование — это то, что приводит меня в восторг и приносит внутреннее глубокое удовлетворение.

Изображение

Фотография предоставлена собеседницей

Передо мной никогда не стоял выбор: идти в науку или рисовать, потому что это всегда было со мной параллельно. С 2013 года я веду свой паблик по рисованию во «Вконтакте», а с 2014 занимаюсь иллюстрированием книг. Как минимум в 15 книгах вы можете найти мои иллюстрации.

С моей книгой получилась интересная история. Уже после того, как я начала заниматься чтением научных лекций, я начала писать статьи. Постепенно они становились объемнее, а их количество увеличивалось, и мне пришло в голову написать книгу. Я решила оставить об этом заметку в своем паблике, чтобы наверняка не забросить эту идею. Думала, что раз я могу писать научные статьи, то и с книгой проблем не возникнет, но это было заблуждение. Написание статьи и создание книги — принципиально разные вещи!

В итоге я решила, что помимо текста хочу заниматься и иллюстрированием собственной книги, создать свое полноценное детище. Еще была идея сделать шрифт моим почерком, но это оказалось слишком сложно и затратно. В конечной версии получилось около 80 моих иллюстраций.

— О чем ваша книга?

— Она про яды. Этот результат творчества — реверанс в сторону моих научных интересов, когда я только-только начинала путь химика. Мне хотелось заниматься ядами или взрывчатыми веществами — как всем молодым студентам-химикам, которые приходят в университет за экшеном. Но после того как в первые полгода учебы я получила химический ожог глаз, стало понятно, что с такими специфическими увлечениями я долго не проживу. Мне всегда было интересно не то, как травить людей, а почему мы умираем от воздействия определенных веществ.

Изображение

Фотография предоставлена собеседницей 

В моей книге вы не найдете рекомендаций по отравлению соседа. Она скорее о том, как не отравиться, если вы съели или выпили что-то подозрительное или же вас укусило опасное животное. Конечно, в ней будет много иллюстраций и объемных химических формул, но не стоит пугаться: она написана простым языком. Моя книга — это не повествование от и до. Она скорее справочник: можно открыть на любой странице и ничего не упустить. Каждая глава посвящена отдельному яду.

— Где вы черпали вдохновение?

— Вдохновение для иллюстраций — из гравюр XVIII–XIX веков и у некоторых моих любимых художников. А по книге я ориентировалась на качественный научпоп, которым зачитываюсь сама, и старалась максимально к нему приблизиться, но, возможно, слегка перестаралась с научными терминами. Поэтому с нетерпением жду отзывов от читателей. Отдельным источником вдохновения стала книга Петра Талантова «0,05. Доказательная медицина». Она просто потрясающе изложена и насыщена материалом.

1/4

2/4

3/4

4/4

— Сталкивались ли вы с творческими кризисами? Как справлялись?

— Конечно! У меня никогда не было проблем с тем, чтобы нарисовать картинку, хотя по времени это более затратно, чем написание текста. На одну иллюстрацию может уходить до нескольких дней работы без перерыва, потому что рисую я тушью, а она не терпит помарок. Но рисовать мне всегда было просто, а вот за текст я могла не садиться месяцами. Было ощущение, что внутри просто все выжжено. В такие моменты я просто давала себе отдых, а спустя время садилась и говорила себе: «Давай, попробуй хотя бы чуть-чуть пописать». И так, понемногу, страничка за страничкой, рождалась книга. Я много раз возвращалась к уже написанным строкам и вносила корректировки. Поэтому в написании текста я придерживалась ненасильственного метода, а иллюстрации шли потоком.

От момента зарождения идеи до сдачи рукописи в редакцию прошло примерно полтора года неспешной работы.

— Уже задумывались о том, чем будете заниматься в ближайшем будущем?

— Надеюсь, что в этом году я нарисую масштабную картину тушью с огромным количеством деталей. Я решила идти в сторону увеличения качества, а не количества, и оценить свои силы в этой сфере.

А в науке сейчас я занимаюсь модификацией и разработкой высокотемпературных полимеров в компании «Тау Индастриз». Мне безумно нравится наша тема и перспективы разработок, которые мы ведем. Планирую развиваться в этом и дальше.

— Какое послание себе вы бы положили в капсулу времени?

— Наверное, я бы просто себя спросила: «У тебя получилось?».

14 февраля 2022

Еще почитать по теме

Обложка статьи
«Я просто порисовывала картинки время от времени»
Читайте статью из новой рубрики «Неполный провал»
Обложка статьи
«Я просто порисовывала картинки время от времени»
Читайте статью из новой рубрики «Неполный провал»