Обложка статьи

Отделить музыку от кадра и соединить с вечностью

Время прочтения
Время прочтения: 11 минут

Советская киномузыка — мировой феномен. Для фильмов и мультфильмов ее писали композиторы с мировым именем: Шостакович, Прокофьев, Вайнберг, Шнитке, Канчели, Губайдулина. И есть вероятность, что многие шедевры музыки канут в лету вместе с кинолентами, для которых были написаны. Найти, систематизировать и поделиться со всеми — вот цель нового мультиплатформенного проекта Олега Нестерова. Об этом он рассказал в рамках «Апрельских диалогов» в петербургском книжном магазине «Подписные издания».

Composer и Hollywood-composer

На Западе невозможно представить ситуацию, когда известный композитор мирового уровня писал бы для Голливудских фильмов. Это две абсолютно разные профессии, требующие разных умений. Так, при работе в кино нужно не только взаимодействовать с музыкантами и дирижером, но и работать в связке с режиссером, понимать основы драматургии. Кроме того, композитор здесь ограничивается рамками жанра, а настоящие творцы такого не любят.

В СССР же музыка для кино, что удивительно, имела больше свободы, чем другие сферы искусства. Только здесь можно было уйти от социалистического реализма. Советским режиссерам нужны были самобытные композиторы, которые были бы выше штампов в музыке — только так картина могла запомниться.

Альфред Шнитке
Задача моей жизни — это преодоление разрыва между Е и U [E-Musik, ernste Musik и U-Musik, Unterhaltungsmusik — серьезная и развлекательная], даже если я при этом сломаю себе шею.

Для Шнитке, которого его коллега по цеху Хренников назвал бесталанным, киномузыка стала единственным шансом реализовать себя и свои идеи. Этому посвящена первая глава проекта «Музыка > Кино > СССР», подготовленного Олегом Нестеровым.

Музыка > Кино > СССР

Для Олега Нестерова это не первый проект. За свою предыдущую работу «Из жизни планет» про неснятые фильмы 60-х годов прошлого века он получил Национальную премию «Книга года» в разделе «Электронная книга».

«Музыка > Кино > СССР» родился тогда, когда Нестеров понял, что киномузыка не принадлежит современному миру: ее нет в цифровом пространстве. Она неотделима от фильмов, для которых была написана. И когда их перестанут смотреть, люди забудут такие фамилии как Шнитке, Вайнберг, Канчели, Губайдулина и др. Автор формулирует главную задачу проекта как «отделение музыки от кадра и соединение ее с вечностью».

Выбор композитора для первой главы не был случайным. Кроме вклада в развитие советской симфонической музыки и создания узнаваемых мелодий для художественных и документальных фильмов и мультфильмов, Шнитке был выдающимся мыслителей своего времени. Его философские труды находятся на грани искусства и социума, рассматривают важные вопросы таланта, идеи, цензуры и борьбы.

Изображение

Чтобы собрать такую базу письменных и музыкальных материалов, Нестеров проделал огромную работу по оцифровке звуковых дорожек и регулированию юридических тонкостей. Работа велась с киноконцерном «Мосфильм», Государственным фондом кинофильмов Российской Федерации, киностудией «Союзмультфильм», личными архивами, предоставленными Ириной Шнитке.

Результаты проекта оформлены на сайте, публикуются в Telegram, VK, OST можно послушать на «Яндекс.Музыке» и YouTube, а о жизни Шнитке почитать в книге «Три степени свободы. Музыка > кино > СССР. Альфред Шнитке». Организаторы собираются выпускать и физические версии получившегося альбома — CD и винил.

Обложка: YouTube-канал «ТРИ СТЕПЕНИ СВОБОДЫ. МУЗЫКА КИНО СССР»

1 июня 2022

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Задача «Про учебу и отчисление»
В студфисе ИТМО нам рассказали, как студент может продолжить обучение, если у него есть академическая задолженность, и поделились, как здесь помогают студентам, которые хотят отчислиться по собственному желанию
Обложка статьи
Задача «Про учебу и отчисление»
В студфисе ИТМО нам рассказали, как студент может продолжить обучение, если у него есть академическая задолженность, и поделились, как здесь помогают студентам, которые хотят отчислиться по собственному желанию