Поиск работы: в диапазоне между отчаянием и надеждой
«Ваше резюме просматривали…» — у человека, который впервые откликнулся на вакансию такое сообщение вызовет предвкушение успеха. Однако опытный соискатель знает: все еще впереди, ведь искать работу тоже работа. Справиться с ней проще, если знать основные правила и типичные ошибки. Об этом мы и поговорили с Анастасией Герасимовой, Екатериной Федосовой и Русланой Просвиряковой из Центра карьеры Университета ИТМО.
Где лучше всего искать актуальные вакансии, например для сферы IT?
Вариантов поиска работы много, и это не только hh.ru. Один из простых способов — искать через знакомых или социальные сети. Также можно искать в чатах профессиональных сообществ IT-специалистов и других профессий: Oh, world!, Remote Junior, Remote IT. Хорошие вакансии есть на SuperJob, Budu.jobs, на «Хабре». А для студентов и выпускников ИТМО еще и в Телеграм-канале Центра карьеры.
Как написать резюме, чтобы его не отложили в сторону, пробежав глазами?
Есть несколько правил.
1. Указывайте не функции, которые вы выполняли на прошлых местах работы, а результаты, которых вы достигли: процент продаж, количество пользователей приложения, конкретные итоги реализованных проектов.
2. Пишите только то, что релевантно для данной вакансии. В идеале вы должны иметь одно большое резюме со всеми вашими достижениями и опытом, но адаптировать его под позиции, на которые вы откликаетесь каждый раз, удаляя лишние факты.
3. Лучше показать, чем рассказать: оставляйте ссылки на свои проекты и портфолио, проверяйте кликабельность.
4. Отразите точно то, что требуется для данной вакансии: прочитайте блок требований в описании, скопируйте себе и отметьте, на каком уровне у вас развит каждый из требуемых навыков, где вы их прокачали. Только если вы этим не владеете, не надо обманывать.
5. Объем не больше двух страниц А4. В идеале — полторы. Поместите туда самое важное о вас для данной вакансии, а остальное кратко расскажите в сопроводительном письме, где можно даже проявить немного творчества.
6. Чтобы резюме не отложили в сторону сразу, вставьте в него деловую фотографию и крупными буквами обозначьте вакансию, на которую вы подаете заявку.
Что не стоит писать?
Всегда нужно быть осторожным, если задают вопрос о недостатках. Конечно, об этом обычно не пишут, но такой вопрос очень часто встречается в анкете работодателя или на собеседовании. Не стоит напрямую озвучивать что-то вроде «я все время опаздываю», «я довольно ленивый человек» и т. д. Говорить о том, что недостатков нет — тоже не вариант, ведь всем, даже работодателю, известно, что идеальных людей не бывает. Поэтому стоит говорить о минусах так, чтобы в конечном счете можно было бы обернуть их в плюс. Например: «При погружении в новую задачу порой слишком много времени уделяю изучению и продумыванию всех деталей, из-за чего могу отложить ее выполнение на последний момент. По факту этот недостаток создает трудности только мне самому, так как дедлайны я в любом случае соблюдаю».
Также HR-специалиста насторожит нереалистично высокий запрос по уровню заработной платы. Если цифры будут откровенно неадекватными, вас вряд ли воспримут всерьез. Амбиции — это прекрасно. Но в данном вопросе нужно все же оставаться реалистами. Оцените средний уровень предлагаемых зарплат на конкретной позиции и в желаемой компании. Отталкивайтесь от этого, формируя свой запрос.
Поэтому если у вас вставлено фото котика, а в описании — «волшебная фея», да, скорее всего, этим вы сделаете день рекрутера чуть веселее. Но вас не станут рассматривать как серьезного кандидата, а могут и вовсе счесть подобные шутки неуважением. Поэтому лучше приберечь чувство юмора до личной встречи.
Еще пара моментов в оформлении.
- Убедитесь в том, что документ оформлен аккуратно, не содержит ошибок. Избегайте излишних элементов дизайна.
- Текст должен быть составлен последовательно, логично и лаконично.
- Не указывайте лишнюю информацию в разделе «о себе». Никто не станет читать документ на пять страниц с вашей полной биографией. Уважайте свое и чужое время.
Есть ли какие-то сезонные закономерности в найме сотрудников?
Они могут быть в определенных сферах рынка труда, но общие тенденции оценить сложно: например, в таких сферах, как IT, найм зависит от расширения штата и роста компании. Но есть сезонность в активности соискателей: это сентябрь и декабрь-январь. В этот период конкуренция между соискателями на рынке труда выше. Для молодых специалистов актуальны стажировки, их сезонность в целом очевидна: это лето. Но лучше искать варианты заранее, потому что как правило прием заявок заканчивается в апреле-мае. Есть и круглогодичные варианты стажировок.
Как одеваться на собеседование?
Внешний вид — это первое, на что люди обращают внимание. Если у потенциального работодателя есть дресс-код, лучше его соблюсти. Если нет, в любом случае ваша одежда и обувь должны быть сдержанными, опрятными и удобными. Яркий макияж, тяжелый парфюм, кричащие детали могут создать неправильное впечатление, хотя всегда стоит смотреть по ситуации.
Что делать, если опаздываешь на собеседование?
В любой корпоративной культуре опоздание без уважительной причины или без уведомления о нем — признак неуважения к потенциальному или настоящему работодателю/партнеру/коллеге. Лучше прийти заранее и подготовиться: сориентироваться на месте собеседования, проверить свой внешний вид, подготовить себя морально. Если все-таки опаздываете, обязательно сообщите об этом. Подходящая фраза: «(Имя и отчество), прошу прощения за вынужденное опоздание на нашу встречу. Можем ли мы перенести наше собеседование на любое удобное вам время сегодня или в любой другой день?». В большинстве случаев вас поймут. Вежливость и этичное поведение с вашей стороны — решающие факторы для формирования вашего имиджа во взаимоотношениях с потенциальным работодателем.
Иногда HR на собеседовании предлагает задать вопросы. Что можно уточнить, а о чем лучше не спрашивать?
Глупых вопросов не бывает! Главное — задавать их правильно. Спрашивайте то, что важно для вас. Не только про зарплату и график работы, а побольше про сам функционал позиции, на которую претендуете, про то, как и что в компании устроено, какие есть особенности, в связи с чем открылась вакансия. Вы можете легко попрактиковаться: начинайте ваши вопросы с «правильно ли я понимаю, что….», «я бы хотел(а) уточнить…». Ваша внимательность к деталям ответа может в дальнейшем помочь как вам, так и работодателю определиться с выбором.
Если у вас не возникло вопросов после собеседования в виду каких-либо причин (большой объем информации, нервозность или все было понятно и т. д.), вы можете обойтись фразой: «На данный момент мне все понятно, если у меня возникнут вопросы, могу я обратиться к вам и уточнить чуть позже?»
Как выбрать и назвать сумму желаемой зарплаты?
Приведите конкретные цифры или вилку, минимальная цена в которой вас устраивает. Посмотрите зарплаты специалистов вашего уровня и соотнесите желаемую зарплату с рыночной. Посчитайте, сколько вы тратите на нужды — аренду квартиры, коммунальные услуги, продукты, спорт. Добавьте сумму, которую хотите получать сверху, чтобы откладывать или тратить на более приятные вещи. Гораздо лучше не сойтись с работодателем в цене, чем выйти на работу с зарплатой, которая вас не устраивает.
Есть ли какие-то правильные ответы на популярные вопросы, чтобы быть готовым к собеседованию?
Как таковых правильных или готовых ответов быть не может, но вы можете следовать универсальным заготовкам. Еще до недавнего времени при приеме на работу HR-специалисты многих компаний задавали распространенный вопрос: «Кем вы видите себя в компании через пять лет?». От этой практики многие уже ушли или в процессе, но все же, если вы с этим столкнулись, обратите внимание: у компании может быть определенный сценарий развития карьеры. Например, когда ассистент становится младшим специалистом, затем — просто специалистом, руководителем отдела и, наконец, директором. Градация может различаться в зависимости от компании. Здесь важно понять, она есть или нет. Сценария развития карьеры может не быть вообще: вот есть одна должность, и никуда с нее не деться, кроме как перейти в другой отдел или уволиться.
Следующим по популярности вопрос: «Почему вы уволились с предыдущего места работы?». По статистике основные причины для увольнения такие:
- Уперлись в потолок, и профессионально вам больше некуда расти.
- Переехали, и до работы стало неудобно добираться.
- Прошлую компанию закрыли или реорганизовали.
- Вас сократили или уволили. Тут следует сообщить причину.
- Стала не устраивать зарплата.
Еще один типичный вопрос от потенциального работодателя: «Почему должны выбрать именно вас?». На одну позицию обычно претендует несколько кандидатов. Работодатель хочет услышать, какие преимущества есть у вас и как они помогут вам справиться с работой. Эффективный ответ — привести примеры своих профессиональных навыков и сопоставить их с теми, которые требуются для этой работы. Если вы уже не начинающий специалист и имеете достаточный профессиональный опыт, расскажите о своих проектах, карьерных достижениях, которые релевантны запрашиваемым навыкам и знаниям.
Что важнее: соответствовать каким-то стандартам и ожиданиям или показывать себя как есть?
Есть хорошее выражение: «Не пытайтесь казаться людям лучше, чем вы есть на самом деле — на цыпочках долго не устоишь, но и не пытайтесь казаться хуже — на корточках тоже долго не просидишь». А в целом, будьте готовы, что подстраиваться под корпоративные стандарты и требования все равно придется, так что если вы за свободный дресс-код или против ненормированного графика работы, а ваша потенциальная позиция этого не предполагает, то предстоит принять осознанное решение, учитывая как положительные, так и отрицательные нюансы.