Обложка статьи

Когда нас много, помогать легко-легко

Время прочтения
Время прочтения: 21 минута

Хотите выпить поэтический латте, оставить прочитанные книги в буккроссинге или найти что-то в подарок другу от социальных компаний и мастерских? Все это можно сделать в пространстве «Легко-Легко». Мы же посетили это место, чтобы разобраться, как в современном большом городе создать проект в поддержку благотворительных и социальных инициатив, который при этом будет самым настоящим бизнесом. Именно пространство «Легко-Легко» стало первым в России, которое помогает людям с онкологией, изготавливая и продавая качественные и приятные глазу вещи.

Первое знакомство

Пространство «Легко-Легко» располагается по адресу Большая Пушкарская улица, 10. Это около десяти минут пешком от станции метро «Спортивная», примерно столько же от основного корпуса ИТМО на Кронверкском проспекте, 49. Чтобы не пропустить вход, ориентируйтесь по квадратным часам, заходите на территорию бывшей фабрики «Светоч» и сразу после первой двери поворачивайте налево — к двери с табличкой «Легко-Легко».

Зайдя внутрь, вы сначала окажетесь в небольшой кофейной зоне. Справа — витрина, настенное меню и зона для бариста. Слева — столик на двоих и Вольтер в кепке с надписью «душнила». Кофе подают в одноразовых стаканчиках с портретами писателей — нашему редактору Владе попался с Бродским и котом. Кроме того, десять рублей с каждой чашки перечисляются в благотворительный фонд помощи онкологическим больным AdVita.

1/4

2/4

3/4

4/4

Переходя из кофейной зоны в основной зал-магазин, обратите внимание на полки обмена книгами слева: возможно, найдете что-то для себя. Дальше — просторный зал, первую часть которого занимает магазин, а за стеллажами — опенспейс с несколькими массивными деревянными столами для сотрудников «Легко-Легко» и небольшая лекционная площадка. Уже несколько лет здесь проводятся различные мероприятия: благотворительные мастер-классы в пользу AdVita, мероприятия дружеских организаций, лекции и ярмарки.

Возле проектора спрятался еще один стеллаж с книгами, которые могут помочь социальным предпринимателям в их работе. Литературу выдают бесплатно, но под запись и с обязательным возвратом в хорошем состоянии — практически библиотека профессиональной литературы в масштабах одного шкафа.

Но вернемся к магазину. Здесь представлены товары более 30 отечественных брендов социальной и экологической направленности: плетеные корзины, деревянные подносы, блокноты, футболки и худи, авоськи, многоразовые стаканы из бамбукового волокна и переработанной кофейной шелухи и многое другое. Отдельного внимания заслуживает полка с варежками 85-летней Киры Павловны из Russian Grannies: она занимается рукоделием со времен блокады, имеет два высших образования, недавно выучилась на психолога. Если бы здесь был эмодзи, это был бы огонек.

1/2

2/2

Особое место в ассортименте магазина занимают фирменные кружки с рисунками подопечных фонда AdVita. Также здесь можно найти канцелярию и игрушки с персонажами мультсериала «Летающие звери» и миниатюры известных петербургских зданий. В 2008 году на занятии с аниматорами пациенты отделения детской онкологии городской больницы № 31 нарисовали мультфильм «Летающие звери». По сюжету, бескрылые животные тоже хотели летать, и волшебник подарил им крылья. Анимационная студия «Да» создала на основе этой работы мультсериал. Чуть позже появился благотворительный медиабренд «Летающие звери». Часть средств от продажи товаров с персонажами и трансляции мультсериала идет на лечение детей-подопечных фонда AdVita.

Изображение

Про пространство

AdVita — один из немногих фондов, которые помогают детям и взрослым с онкологическими заболеваниями. Каждый день на лечение их подопечных уходят сотни тысяч рублей. Кроме того, фонд AdVita занимается просвещением в области лечения онкологии. В 2009 году волонтеры фонда создали пространство «Легко-Легко»: здесь проходили мастер-классы для детей–подопечных фонда AdVita.

Сейчас это одновременно и коммерческий, и благотворительный проект. Часть заработанных денег идет в AdVita, еще часть — предоставляющими товары компаниями, а остальное — на развитие самого пространства.

Цель «Легко-Легко» — возможность просто и быстро помочь людям с онкологией. Не обязательно становиться волонтером или благотворителем, достаточно прийти в пространство или заказать на сайте качественный и практичный товар. В такой системе вы не жертвователь, а обычный покупатель.

Татьяна Найко, генеральный директор ООО «Легко-Легко», соучредитель Ассоциации социальных предпринимателей
— Наша особенность в том, что мы — не НКО и не государственная программа. Мы — коммерческая компания: мы изготавливаем и берем на продажу только то, что будут покупать и что соответствует нашим стандартам качества. Я против того, чтобы что-либо покупали из жалости, потому что, во-первых, это неуважение к продавцу, во-вторых, множит ненужные производства. Наши товары — это в том числе элемент пиара, с его помощью мы рассказываем о фонде и привлекаем внимание к проблеме онкологии в целом.

Чтобы присоединиться к пулу проектов, представленных на Большой Пушкарской, компания должна показать высокий уровень социального воздействия своей работы, предоставив «Легко-Легко» отчеты о деятельности и удовлетворив требования по качеству товаров.

Изображение

Очень хотелось привести здесь волшебную пошаговую инструкцию «Как организовать успешный социально-коммерческий проект», но такого гайда не существует. Как и в любом бизнесе, в «Легко-Легко» ориентируются на спрос, пробуют варианты производства и реализации товара.

Татьяна Найко
— Сейчас мы выпускаем календарь на 2023 год «Счастье неизбежно», в котором рассказывается о нашей работе. Это детские рисунки с забавными жизненными подписями. Нам хочется, чтобы больше людей узнали о календаре, ведь нам важно, чтобы дети продолжали рисовать, чтобы у них были лекарства и возможность получить необходимую медицинскую помощь.

Про социальное предпринимательство

В 2015 году ООО «Легко-Легко» прошел добровольную сертификацию британской компании Social Enterprise Market, подтверждающую, что компания действует в интересах общества. Когда в 2019 году в российском законодательстве появилось понятие «социальное предпринимательство», ООО «Легко-Легко» стало также соответствовать и особым российским меркам.

Татьяна Найко
— В 2015 году благодаря слету социальных предпринимателей, участником которого мне предложили стать, я узнала, что сама являюсь таким предпринимателем. Тогда начала искать информацию о том, кто должен и может помогать в нашей работе. Помочь было некому, и мы с Ольгой Грачевой из культурного центра «Творческие проекты Кайкино», а также Марией Бондаревой и Натальей Гаспарян из туристической компании для людей с ограниченными возможностями «Либерти» создали Ассоциацию социальных предпринимателей. Мы решили не только помогать фонду AdVita, но и продвигать достойные товары других компаний. В 2018 году Ассоциация стала одним из учредителей «Легко-Легко».

Социальные предприниматели в России объединяются, чтобы помогать друг другу искать ресурсы и развиваться. Важную роль играют и горизонтальные связи: так, ООО «Легко-Легко» в коллаборации с «Либерти» создали путеводители «Все включены» с экскурсионными маршрутами, доступными для колясочников, и «Языки без границ» — для слабослышащих.

1/2

2/2

Татьяна Найко
— Крупный бизнес, желающий помочь социальной инициативе, скорее выберет уже известное НКО. Мы же предоставляем площадку, где маленькие инклюзивные мастерские могут показать свою продукцию.

КАК ПОМОЧЬ?

  • Стать волонтером, поддержать информационно или провести собственное мероприятие в поддержку фонда, перейдя по этой ссылке.
  • Также можно прийти на Большую Пушкарскую и сказать: «Я хочу стать волонтером», — и вам найдут дело по душе.
  • Этот пункт не совсем про помощь, потому что «Легко-Легко» — не только социальный, но и коммерческий проект. Заходите в магазин на Большой Пушкарской, 10 или заказывайте в интернете — и приобретайте практичные товары, сувениры, подарки, как покупатель, а не жертвователь.

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Экстрашарлатаны атакуют
Как проходят испытания на паранормальные способности
Обложка статьи
Экстрашарлатаны атакуют
Как проходят испытания на паранормальные способности