Обложка статьи

Маша и волшебные кубики, или Сказка, созданная нейросетью

Время прочтения
Время прочтения: 22 минуты

Когда в последний раз вам приходилось слушать сказку? Мне — совсем недавно, и это была очень странная история: о летающих котятах, стране за радугой и мальчике, который разговаривал с ветерком. Я задумалась, почему детям так нравятся рассказы о волшебстве, когда настоящая магия творится прямо у них под носом? Ведь сказку, которую мы все вместе слушали на Новой сцене Александринского театра, придумал самый настоящий искусственный интеллект.

Проект «Добрая сказка» — совместная работа «Лаборатории новых медиа» (ЛНМ), исследователей современных технологий в театральном пространстве, и лаборатории «Нейрокультура», созданной для улучшения жизни людей с ограниченными возможностями здоровья. Я решила последовать их примеру и рассказать вам сказку о девочке Маше, которая вместе с мамой пришла в этот день в театр, чтобы познакомиться с творчеством нейросети. 

Дисклеймер: персонажи — посетители постановки, а их слова и поступки — фантазия автора.

Где рождаются чудеса? 

Давным-давно, в позапрошлое воскресенье, девочка по имени Маша вместе с мамой отправилась в театр. И не в простой, а в мультидисциплинарный театральный центр экспериментальных практик, существующих между технологией и искусством. Все потому, что Маша очень любила сказки, но ее мама так много работала, что не успевала их придумывать. И когда в садике Маше рассказали о некоем облаке, в котором хранятся все сказки мира, больше всего на свете она захотела на него посмотреть.

Маша вместе с мамой зашла в темную комнату, в середине которой стоял светящийся стол, а на нем лежали три кубика: красный, синий и зеленый. Над столом и правда висело что-то похожее на облако. Вокруг стола лежали кресла-мешки, где уже расположились другие дети со своими мамами и папами.

Стол в середине комнаты — это нейротафл. Его разработали специалисты из лаборатории «Нейрокультура» для школы-интерната имени К. К. Грота для детей с нарушениями зрения. Поверхность стола преобразует движения физических объектов (в данном случае кубиков) в музыку или звук и предназначена для развития моторных навыков.
Изображение

Фотограф: Алина Мельникова

Кто хранитель сказок?

Как только началась сказка, облако засияло разными цветами и на нем появились сменяющиеся картинки, а голос откуда-то сверху начал свой рассказ: «В одном городе очень маленькому мальчику приснился сон. Он увидел огромную разноцветную страну, в ней было много площадей, улиц и зданий. Это было так красиво, что мальчик захотел остаться там жить».

Внезапно сказка прервалась, и уже другой голос сверху заговорил: «Мы только что услышали начало сказки от нейросети. Нейросеть — это огромное облако, в котором хранятся все-все сказки, их герои и события, которые с ними происходят. Она будет создавать сюжеты, основанные на сказках, даже тех, которые вы еще не читали. Для того чтобы история продолжилась, нужно научиться ее создавать. И сейчас мой помощник расскажет вам, как».

Помощником оказалась Влада, ассистент нейросети и наш проводник мир искусственного интеллекта, которая объяснила, что кубики отвечают за само повествование. В зависимости от того, какой стороной ставить кубик на стол, сюжет будет развиваться так или иначе.
Изображение

Фотограф: Алина Мельникова

Маша не знала, что такое нейросеть, но поняла, что облако вовсе не волшебное. А то самое, в котором мама хранит важные документы и фотографии. И кубики тоже не волшебные, — такие же игрушки, как радиоуправляемые машинки и говорящие куклы. Маша расстроилась, но сказка тем временем продолжалась: «Когда мальчик открыл глаза в комнате было темно. Ему показалось, что прошли часы, а возможно и дни, пока он спал. Он вспомнил о деревьях за окном и вдруг почувствовал вкус свободы. Его руки раздвинули ветви — и он полетел над садом».

Влада попросила кого-нибудь из детей выйти, чтобы помочь нейросети определиться с продолжением. Маша уже знала, что никакой магии в этой конструкции нет, но она все еще любила исследовать новое, поэтому вышла вперед. Нужно было просто покрутить кубик и положить его обратно на стол. «Так просто», — подумала Маша и решила узнать, чем закончится сказка. Ведь теперь она стала одним из ее авторов.

История продолжилась: «Почувствовав аккуратные маленькие крылышки котята вспорхнули и поднялись в воздух и полетели над городом. Узнав о летающих котиках люди кричали и плакали, ведь они тоже хотели летать как птицы. А дети решили, что отныне у котят должны быть разные имена».

Изображение

Фотограф: Алина Мельникова

Как и все присутствующие, Маша не до конца понимала, куда делся мальчик из предыдущей части истории и причем здесь летающие котята. Она снова заскучала, ведь если бы кубики были волшебными, сказка была бы не такой запутанной. А эти созданные человеком приборы придумывают что-то сложное и непонятное.

Как позднее объяснила Влада, сказка разбита на множество кусочков, каждый из которых записан на отдельной грани кубика. Если послушать разные версии, то становится понятно, что в истории заложен глубокий сюжет, в том числе взросление главных героев, их инициация. Но из одной части истории уловить его гораздо сложнее.

Чем заканчиваются сказки? 

Мама заметила, что Маше неинтересно и она больше не слушает. «Мне скучно! Эта ваша нейросеть рассказывает глупые сказки!» Мама объяснила: «Ее создали совсем недавно, и она еще только учится. Но так даже интереснее: мы с тобой можем сами придумать продолжение. И оно будет таким, каким ты захочешь его сделать».

Уже знакомый голос сверху, который периодически комментировал происходящее в сказке, продолжил: «У всех детей тоже есть крылья — это их безудержная фантазия. Почти как у нейросети. Кто помнит, что у вас есть крылья?»

«У меня есть фантазия! У меня есть крылья!» — прокричала Маша. Теперь она поняла, что нейросеть сочиняет не плохие сказки, а специально оставляет свободные места, чтобы ребята в зале придумывали продолжение истории.

Основная цель проекта — популяризация современных технологии среди детей. Такой абсолютно безобидный формат, когда ребенок может и пообщаться со своими сверстниками, и «пощупать» что-то новое, и узнать про технологии. 
Изображение

Фотограф: Алина Мельникова

Последний раз переставив кубик, Маша села в свое кресло, чтобы узнать, чем же все закончится. «Внизу на земле уже пришел новый день. В небе появились три большие луны и желтый диск солнца стал подниматься над горными вершинами. Человек, высоко подняв голову, стоял на берегу горной речки, и небо было ее крышей. Он стоял высоко над землей и ему казалось, что и речка, и горы, и облака — все это люди и все они должны быть счастливы».

Голос сверху подытожил: «В этой сказке нет никакой морали. Нет уроков, которые можно извлечь. Она не учит ничему, кроме того, что человек может быть счастлив и свободен, если он верит в добро. Продолжение доброй сказки уже там, за дверью, стеной, в фойе и на улице, в метро и в магазине. Везде, где вы только можете быть, где живут ваши друзья. Вы, наверное, догадались, что в этом мире живет и ваша сказка. Она ждет вас».

Тем же вечером перед сном Маша не стала просить маму рассказать ей сказку. Она решила придумать ее сама. Это была история о роботе, который жил в театре и мечтал сыграть Гамлета, но злые ученые заставляли его развлекать детей. И решил робот обратиться в комиссию по этике… А впрочем, это уже совсем другая история. 

Фотография на обложке: Алина Мельникова 

29 сентября 2022

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Машина времени Яндекса
«Мегабайт» побывал в музее и поговорил с его кураторами Олегом Сениным и Павлом Анохиным 
Обложка статьи
Машина времени Яндекса
«Мегабайт» побывал в музее и поговорил с его кураторами Олегом Сениным и Павлом Анохиным