«Я это ты, ты это я»
Как устроен мозг? Чем отличается процесс обучения у человеческих детей и обезьян? И как на осваивание навыков влияет наше прошлое? В лекции «Человек разумный» антрополог Станислав Дробышевский рассказывает про поведение детей древних людей.
Задача — веди себя как взрослый
Ученые сравнили поведение детенышей обезьян, древних и современных детей и пришли к выводу, что большинство действий дети делали как взрослые, но понарошку. Например, все древние детские игрушки повторяли форму взрослого орудия.
Это сказывалось на развитии мозга. Так, уже к 6–7 годам мозг ребенка практически достигал размера мозга современного взрослого человека, потому что задача ребенка была вести себя как взрослый. Преобладал церебральный тип роста, то есть развитие мозга резко обгоняло рост тела.
Старый-новый мозг
В устройстве мозга можно выделить три раздела — временные промежутки, в которые формировались его структуры: архео, палео, нео. Более древние находятся, как правило, в середине, в глубине мозга. Они отвечают за самые простые и в то же время очень важные функции. Например, ретикулярная формация активирует кору головного мозга и контролирует рефлекторную деятельность спинного мозга. Она регулирует дыхание, кровообращение, безусловные защитные рефлексы — самые базовые задачи.
Новейшие, эволюционно продвинутые структуры мозга находятся на поверхности и отвечают за новые, не жизненно важные действия. Так, новая кора находится у поверхности и отвечает за высшие нервные функции: сенсорное восприятие, осознанное мышление.
Важно, кто учит
Наше прошлое влияет на способности к обучению, и в том числе на выбор учителей, на кого ребенок больше всего обращает внимание, кого точно будет слушать. В доисторические времена нашими учителями в основном были альфа-самцы или альфа-самки, самые старые опытные особи.
Однако принцип в обучении у людей и обезьян разный. У обезьян оно происходит подражанием, целенаправленного обучения практически нет. Детеныш наблюдает и повторяет за взрослыми и таким образом учится. Это, в частности, выражается в том, что у обезьян отсутствует указательный жест. Если показать пальцем на объект, обезьяна смотрит на палец, в то время как ребенок с 6-месячного возраста понимает жест и смотрит туда, куда мы указываем.
Родители заинтересованы в выживании детей, поэтому то, чему они учат, — это самое оптимальное поведение. Ребенок будет подражать действиям родителя. У нас есть стремление учиться и учить, чем мы и отличаемся от обезьян.
Существует эксперимент, который показывает различия в подражании у обезьян и человека. В ящик с механизмами, крючками и затворами на стенках, кладется конфетка, которую возможно достать одним простым действием — откинуть крючок крышки. Испытуемому предлагают его открыть. В первую попытку человеческому ребенку или детенышу обезьяны необходимо самим достать конфетку. После нескольких неудачных попыток испытуемым рассказывают принцип работы, включая этапы, которые никак не повлияют на действие механизма — отвлекающие крючки, ненужные кнопки.
Обезьянка сначала все старательно повторяет за экспериментатором, а потом быстро приходит к тому, что все действия с механизмами на боковых стенках не нужны и что достаточно просто откинуть крючок и открыть крышку. Детеныш хоть и подражает действиям экспериментатора, но не слишком упорно. Он склонен учиться на своих ошибках и на личном опыте.
В это же время человеческий ребенок делает все действия, которым его научили, старается повторить все за взрослым. Даже после того как экспериментатор объясняет, что можно получить награду без дополнительных действий, многие дети упорно повторяют все, чему их ранее научил взрослый.
Текст: Екатерина РАСТВОРЦЕВА
Иллюстрация на обложке: Даша Выдрина