Обложка статьи

Как быстрые сохранения портят игры?

Время прочтения
Время прочтения: 13 минут

Привычная механика быстрых сохранений видится не только как безвредная, но и очень полезная фича в играх. Она защищает геймеров от потери прогресса при вылете из игры и от необходимости несколько раз проходить одни и те же части уровня. Но в некоторых проектах эта механика порождает проблемы в виде очевидных и манящих эксплойтов, которыми большинство игроков пользуется в ущерб своему игровому опыту. Почему так происходит, разберем в статье.

Идеальный образец

The Elder Scrolls — серия игр, которая, с одной стороны, сильно нуждается в быстрых сохранениях, с другой, страдает от них больше других. 

Очевидный аргумент в пользу  их наличия — известная всем склонность игр к багам и вылетам, особенно когда они неизбежно становятся обвешаны модами. И это очень весомый довод, ведь мало что может быть более фрустрирующим при прохождении игры, чем потеря прогресса по вине бага или вылета. 

Второй аргумент — это игры с открытым миром и большими данжами. Ввиду этой жанровой особенности полагаться на расставленные гейм-дизайнерами чекпойнты становится практически невозможно. Единственной альтернативой в этом случае будет система сохранений, схожая с жанром Souls-like или частей GTA с третьей по четвертую (это был бы самый подходящий для RPG-вариант), но она требует другого подхода к геймдизайну.

Ну и третий, уже более общий — будь даже на карте чекпойнты, причем относительно близкие друг к другу, то в случае смерти игрок все равно вынужден заново проходить один и тот же участок уровня, чтобы добраться до проблемной части. Но тут и начинают всплывать минусы

Изображение

За секунду до. Источник: скриншот из игры The Elder Scrolls IV: Oblivion

А в чем же минусы?

Один из главных недостатков заключается в том, что быстрые сохранения позволят игроку просто швырять себя в проблему, пока он не сможет ее решить, причем не важно как — за счет отточенного скилла или простой удачи. Когда игроку приходится преодолевать какое-то расстояние с испытаниями после неудачной попытки, это стимулирует его более серьезно подходить к следующему заходу. Надо при этом отметить, что слишком долгая пробежка до трудного места может сильно оттолкнуть игрока и абсолютно заслуженно. Так многие игры Souls-серии подвергались критике именно за необходимость преодолевать серьезные препятствия, просто чтобы снова умереть на боссе.

Вторым недостатком служит то, что быстрые сохранения стимулируют игрока к идеальному прохождению игры. То есть там, где игрок мог бы совершить ошибку и просто продолжить прохождение без особых проблем, он теперь жмет кнопку загрузки быстрого сохранения, выбивая себя из потока и добавляя себе негативных эмоций, ведь он «просто вынужден перезагружаться». Особенно сильно это проявляется, когда в игре есть статистика прохождения уровня, как например в Dishonored

Изображение

Статистика уровня. Источник: скриншот из игры Dishonored 

Отсюда вытекает и третий, сходный, но все же отличный от предыдущего недостаток. А именно — возможность эксплойтить случайные события. Из-за этого можно сказать, что если у события шанс произойти больше нуля и оно выгодно игроку, то вероятность того, что оно произойдет, равна ста процентам. Самый простой пример — карманные кражи в Skyrim. По идее игрок должен повышать свой шанс на успешную кражу по мере прокачки этого навыка, но из-за того, что после каждой неудачи он может перезагрузить сохранение, повышение уровня таланта лишь уменьшает количество необходимых перезагрузок. И поскольку перезагрузки бесконечны, то и уменьшать их количество особой нужды нет. 

Заключение

У быстрых сохранений есть свои плюсы, причем они весомее, но и минусы значительные. Таким образом, их использования в проектах лучше избегать и, если они необходимы, подстраивать под них дизайн игры.

Текст: Григорий СПАССКИЙ 

На обложке: скриншот из игры Dishonored 

15 июня 2023

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Кубики на стол
Дайджест классных настольных игр от наших корреспондентов
Обложка статьи
Кубики на стол
Дайджест классных настольных игр от наших корреспондентов